Публичный сервитут земельного участка: порядок установления и условия прекращения

Время чтения 9 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Прекращение сервитута земельного участка может быть произведено по требованию владельца земли, в связи с исчезновением оснований для его появления. Кроме этого, если в результате ограничений земельное имущество невозможно использовать по назначению, его собственник может обратить в суд с требованием его прекратить.

Что такое сервитут и его виды

Публичный сервитут земельного участка: порядок установления и условия прекращения

  1. По договоренности участников – когда обе стороны удовлетворены устанавливаемыми условиями пользования землей;
  2. По решению суда – определяется при обращении кого-либо из участников из-за возникших возражений по предлагаемым условиям;
  3. В определяемом нормативными актами порядке – необходимость использовать территорию муниципалитетом и другими госорганами и учреждениями.

Фактически это означает принятие хозяином участка ограничений в пользовании частью своего личного имущества в пользу иного землевладельца. Он может пойти на это добровольно при наличии следующих причин:

  • Другого субъекта вынуждают использовать его угодья внешние причины;
  • Ущерб от устанавливаемых ограничений незначителен для хозяина;
  • Владельцу в счет оплаты обязательств перечисляется определенная денежная сумма.

С подписанием договора или вручения соответствующего судебного постановления претендент является обладателем сервитута. При этом он получает возможность пользоваться частью чужого владения, какие-либо другие имущественные притязания рассматриваться не могут.

Сервитуты устанавливаются двух разновидностей:

  1. Частные. Ограничения применяются при заинтересованности смежных землевладельцев для нормального использования земельной недвижимости;
  2. Публичные. Устанавливаются государством с целью нормализации условий жизни населения муниципального образования.

Законодательное регулирование

Основными законами, регламентирующими прекращение сервитутов, являются Гражданский и Земельный кодексы России. Они содержат исчерпывающие основания для проведения процедуры, правила отмены обременения, добровольный и судебный порядок снятия ограничений.

ГПК РФ регулируется процесс отмены сервитута, если он происходит через судебные разбирательства. Им устанавливается обязательность подачи иска и представление дополнительной документации в качестве доказательств, необходимых для полноценного разрешения конфликта.

Учитывая, что наложение обременений и их отмена должны регистрироваться в установленном законодательно порядке, такая процедура регламентирована ФЗ «О регистрации недвижимости».

Основания для отмены сервитута

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Помимо этого, причиной снятия обременения может быть исчезновение изначальных требований, ставших основанием его установления. Это могут быть случаи появления возможностей для решения поставленных задач, не требующих продолжения ограничения в использовании земли.

Прекращение сервитута на землю

Публичный сервитут земельного участка: порядок установления и условия прекращения

Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.

Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.

Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.

  1. Частный может отменяться в связи с:
  • Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
  • Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.

Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.

Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке.

При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества.

Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.

  1. Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.

Независимо от разновидности сервитута, в случае несогласия одной из сторон с его отменой, процесс может быть совершен при проведении судебных заседаний. Основания для его прекращения не меняются в любом случае.

Способы отмены сервитута

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

  1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
  1. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Осуществление расходов при снятии ограниченных правомочий использования

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации — размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

Если подготовка заявления и необходимых документов потребует обращения к специалистам соответствующей подготовки, либо к нотариусу, возможны траты в размере от 2000 до 15000 рублей в зависимости от вида ограничений.

Образец искового заявления

Если одна из сторон отказывается добровольно заключить соглашение о снятии обременения, спорный вопрос передается на рассмотрение районного суда, расположенного в месте нахождения земельной территории.

Форма иска должна соответствовать требованиям ГПК РФ и включать следующие разделы:

  • Преамбулы, содержащей наименование суда, информация об истце и ответчике, информацию о дате и месте подготовки документа;
  • Главной части, включающей описание обстановки, повлекшей возникновение ограничений, когда и на какой срок они установлены, развитие ситуации, повлиявшей на возможную его отмену;
  • Заключения, определяющего требования заявителя, включая возмещение причиненного вреда.

В конце указывается список приложений, направляемых совместно с заявлением. Это может быть документация, содержащая факты, на основании которых требуется прекращение ограничений в использовании объекта недвижимости.

Помимо этого, потребуется представить доказательства осуществления попытки решения спора о снятии ограничений в досудебном порядке. Если же взыскивается компенсация, нужно установить точную сумму ущерба и представить акты независимого эксперта о нанесенном вреде и справки об оценке понесенного ущерба.

Также, нужно представить в суд при подаче заявления платежный документ, свидетельствующий об уплате госпошлины. Её величина для граждан составляет триста рублей.

Скачать исковое заявление о расторжении сервитута (образец)

Судебный процесс может занять до полугода, в зависимости от количества слушаний, необходимых для определения позиций участников правоотношений.

Решением суда владелец земли может избавиться от недобросовестного пользователя. При этом имущественные правомочия владельца защищаются законодательством России. При недостойном обращении с земельными объектами, он может потребовать отмены частного или публичного сервитута и снять ограничения по использованию своей собственности.

Источник: https://law03.ru/land/article/prekrashhenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok

Порядок установления сервитутов

Как
уже было сказано выше, публичный сервитут
устанавливается законом или иным
нормативно-правовым актом РФ, субъекта
РФ, органа местного самоуправления в
случаях, если это необходимо для
обеспечения интересов государства,
местного самоуправления или местного
населения. Установление такого сервитута
осуществляется с учетом результатов
общественных слушаний. Следует отметить,
что в ГК РФ и ЗК РФ процедура проведения
таких слушаний не описана, поэтому, в
настоящее время, субъекты РФ принимают
по этому поводу свои нормативные акты.
Так, например, в Московской области
порядок проведения общественных слушаний
по поводу установления публичного
сервитута регулируется статьей 13 Закона
Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ
«О регулировании земельных отношений
в Московской области».

Частный
сервитут устанавливается по соглашению
между лицом, требующим установления
сервитута, и собственником соседнего
участка и подлежит государственной
регистрации в порядке, установленном
законодательством о регистрации прав
на недвижимое имущество. В случае не
достижения соглашения об установлении
или условиях сервитута спор разрешается
судом по иску лица, требующего установления
сервитута. В этом случае сервитут может
быть установлен на основании судебного
решения.

Порядок прекращения сервитутов

Согласно
положению ст. 276 ГК РФ по требованию
собственника земельного участка,
обремененного сервитутом, сервитут
может быть прекращен ввиду отпадения
оснований, по которым он был установлен.

В случаях, когда земельный участок,
принадлежащий гражданину или юридическому
лицу, в результате обременения сервитутом
не может использоваться в соответствии
с назначением участка, собственник
вправе требовать по суду прекращения
сервитута.

Механизм государственной регистрации сервитутов

Сервитуты
подлежат обязательной государственной
регистрации в соответствии с правилами,
установленными Федеральным Законом от
21.07.1997 г.

№ 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» (далее по тексту – Закон
о регистрации). Сервитуты вступают в
силу только после их регистрации в
Едином государственном реестре прав.

Читайте также:  Права и обязанности членов тсж - все прописывается в уставе!

Также, государственной регистрации
подлежат и прекращения сервитутов.

  • Для
    регистрации сервитута в орган,
    осуществляющий государственную
    регистрацию прав, необходимо представить:
  • ·      
    заявление собственника о государственной регистрации сервитута или
  • заявление лица, в пользу которого установлен
    сервитут (в случае установления публичного
    сервитута заявление о регистрации
    подается органом государственной власти
    или органом местного самоуправления,
    его установившим);
  • ·      
    документ, подтверждающий оплату государственной
    пошлины за регистрацию в
  • установленных
    законодательством размерах;
  • ·      
    документ,
    удостоверяющий личность заявителя или
    его представителя;
  • ·      
    документ, свидетельствующий об установлении сервитута. Таким документом
  • может
    быть: соглашение (договор) лиц об
    установлении частного сервитута, копия
    распорядительного акта соответствующего
    государственного органа об установлении
    публичного сервитута или судебное
    решение об установлении сервитута;
  • ·      
    учредительные документы правообладателя сервитута
    (если это юридическое
  • лицо)
    и учредительные документы юридического
    лица, на основании соглашения с которым
    сервитут установлен (если речь идет о
    частном сервитуте);
  • ·      
    документы, подтверждающие полномочия руководителей
    юридических лиц на
  • подписание
    соответствующих документов;
  • ·      
    документы, описывающие земельный участок, в
    отношении которого установлен

сервитут
(кадастровый план участка). При этом
следует учитывать, что если сервитут
относится ко всему земельному участку,
предоставление кадастрового плана
земельного участка не требуется.

Если
сервитут относится только к части
земельного участка, то предоставление
кадастрового плана участка обязательно,
причем на нем должна быть отмечена сфера
действия сервитута (п. 2 ст.

27 Закона о
регистрации);

·      
иные
необходимые для проведения регистрации
документы.

При
регистрации сервитута на земельный
участок необходимо, чтобы в Едином
государственном реестре прав было
зарегистрировано само право на земельный
участок, обременяемый сервитутом.

Источник: https://studfile.net/preview/3000448/page:4/

Публичный сервитут -порядок установления в соответствии с ЗК

При определённых обстоятельствах наложение обременения в виде публичного сервитута на один земельный надел является единственно возможным для нормального землепользования другим.

Его основным отличием от иных правовых ограничений является субъектная направленность, а именно — обеспечение реализации интересов всей страны в целом или отдельного муниципалитета (в т.ч. части его населения) в частности.

На каких условиях основывается его установление? Как происходит регистрация этого обременения?

Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков по нормативному кодексу?

Публичный сервитут — это один из видов существующих в российском законодательстве обременений. Сервитут, что это такое? В ст.

274 ГК России законодатель определяет сервитут как возможность пользоваться чужим (соседским) наделом, предварительно уплатив определённую особым соглашением сумму, отвечающую принципу соразмерности, или без какой бы то ни было платы (на усмотрение непосредственно самого землевладельца) только в случае действительности и объективности нужд. Одним из его основных условий является абсолютная невозможность другим способом как-либо его удовлетворить.

Смысл данного обременения — в уравнении возможностей при использовании различных земельных наделов, а также соблюдении государственных, региональных и иных общественных интересов.

Публичный сервитут устанавливается, например:

  1. Для проведения геологоразведовательных изысканий с целью поиска полезных ископаемых;
  2. При строительстве новой ветки метрополитена и т.д.

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

При наложении правового ограничения соответствующим образом уменьшается полнота владения наделом. При этом владелец по-прежнему может распоряжаться своей землёй, но при определённом условии: он должен выполнять положения соглашения об обременении.

Таким же образом должны поступать все последующие обладатели данной земли до окончания срока его действия. Например, при осуществлении продажи обременённого надела землевладельца ложится обязательство предупредить будущего покупателя о наличии сервитута: в противном случае применяются санкции.

Публичный сервитут, в соответствии с земельным кодексом, устанавливается максимально на 49 лет.

Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут?

В п. 4 ст. 23, а также в ст. 39.37 ЗК РФ даётся четкий и не расширяемый перечень целей, для достижения которых может устанавливаться публичный сервитут на частный земельный надел. Его использование для иного назначения (например, для пользы определённых граждан или юрлиц) недопустимо.

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Основаниями установления публичного земельного сервитута являются нужды, которые могут быть удовлетворены за его счёт, а именно:

  • возможность прохода/проезда, в т.ч. к реке, колодцу, пляжу и т.п.;
  • проведение дренажных работ, назначением которых является осушение или улучшение оттока воды с земельного надела;
  • возможность набирать воду или осуществлять водопой сельхоз животных;
  • сенокошение;
  • проведение геодезических работ и установка межевых знаков и иных подобных отметок;
  • если выпас сельхозживотных невозможен без их прогона через частную землю;
  • осуществление охоты, рыболовства и т.п.;
  • размещение конструкций и инженерных сооружений, являющихся необходимыми частями электро-, тепло-, водопроводных и иных сетей и т.д.

Т.к. назначение обременения в удовлетворении определённых нужд, то при потере ими актуальности оставлять правовые ограничения не имеет смысла. В этом случае органами госвласти принимается соответствующий правовой акт.

Ещё одной причиной прекращения действия публичного сервитута являются сроки сервитута, указанные в соглашении, точнее их окончание.

При этом издание какого-либо дополнительного официального документа для отмены его действия не требуется.

Если правовое ограничение имеет своим основанием одну из причин, указанных в ст. 39.

37 ЗК РФ, то прекращение сервитута выносится соответствующим органом власти выносится определённое решение.

Основания для этого могут быть следующими:

  • неприменение предоставленных сервитутом дополнительных возможностей использования обременённого частного надела в течение 2-х и более лет;
  • неуплата прописанной в акте об установлении сервитута стоимости в установленный срок (6 мес. с даты принятия решения органом власти или более 2-х помесячных платежей);
  • лицо или соответствующий властный орган, обладающий возможностью использовать частный земельный надел для удовлетворения своих нужд, отказывается от этого права.

Помимо этого, землевладелец может обратиться в органы судебной власти для того, чтобы принудительно прекратить оформление сервитута на земельный участок, если имеет место:

  • неправильный порядок установления обременения;
  • отсутствие возможности осуществления пользования либо самим обременённым наделом, либо строениями/постройками, на нём расположенными. Здесь есть исключение: это обстоятельство не считается существенным, если обременение установлено для достижения целей, описанных в ст. 39.37 ЗК РФ;
  • изменение схемы-расположения инженерного строения/сооружения, в связи с которым оно переносится на другое место, т.е. надобность в использовании данного надела просто отпадает;
  • неправильное осуществление деятельности, для которой было установлено правовое ограничение (нарушение тех. регламентов, норм законодательства и т.п.).

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут устанавливается по параметрам, отражённым в соответствующем регламенте, утверждённом Минэкономразвития. Данная услуга бесплатна для населения. Что касается максимальной временной границы, то решение должно быть принято в течение 30 раб. дней с даты регистрации соответствующего заявления.

Если разделить весь порядок по установлению данного обременения на этапы, то можно выделить следующие (относящимся к государственным/муниципальным землям):

  1. Составление ходатайства и сбор требуемой документации;
  2. Направление документов в соответствующий госоргана или орган местной администрации;
  3. Принятие компетентной структурой положительного или отрицательного решения касательно вопроса о наложении просимого заявителем обременения;
  4. Внесение изменённых сведений в ЕГРН (именно с этой даты сервитут считается установленным).

Частный земельный сервитут имеет несколько иной порядок:

  1. Вначале ходатайство (вместе с необходимой документацией) также направляется в уполномоченную гос. или муниципальную структуру, ей принимается обоснованное решение;
  2. Землевладельцу направляется соглашение, содержащее основные моменты устанавливаемого обременения;
  3. Регистрация сервитута земельного участка — делается соответствующая запись в ЕГРН.

С чего начать?

вначале необходимо составить ходатайство (заявление), направляемое в соответствующий орган власти, содержащее в себе набор сведений о:

  1. лице-заявителе, которым может быть как юр., так и физлицо. при первом варианте указывается идентифицирующая его информация: наименование, организационно-правовая форма, огрн и т.д. участие гражданина в этом процессе требует предоставления сведений о его фио, контактной информации и т.п. если участвует представитель — предоставляется оформленная должным образом доверенность;
  2. земельном наделе, установление обременения на который испрашивается заявителем, в т.ч. кадастровый номер;
  3. целях, для достижения которых понадобилось ограничить его владельца в правах;
  4. сроке, достаточном для удовлетворения имеющихся нужд;
  5. обосновании необходимости принятия соответствующего гос. акта;
  6. условиях обременения. отдельно выделяется стоимость пользования данной возможность, а также порядок её уплаты. передача ден. средств может происходить многократно через устанавливаемые временные промежутки или единовременно. при этом землевладелец не лишается возможности изменить размер или отменить совсем какую бы то ни было оплату. законодатель, дабы упорядочить процедуру определения соразмерной цены, утвердил методические рекомендации по оценке платы за сервитут, положениям которых следуют участники данного правоотношения;
  7. выбранном заявителем способе получения результатов рассмотрения его ходатайства;
  8. перечень документов, являющихся приложением к данному заявлению.

затем нужно определиться с адресатом ходатайства (обычно это местная администрация).

куда обращаться

заявление с соответствующей документацией можно подать, используя:

  • личное обращение в соответствующий отдел муниципалитета;
  • мфц;
  • епгу.

если интересующий заявителя земельный надел передан в аренду, то обращаться к арендаторам не стоит: они не обладают правовыми возможностями владельцев.

документы

вместе с ходатайством подаётся следующая документация, которая должна отвечать принципу относимости:

  • паспорт или уставные документы юрлица;
  • при участии представителя — доверенность, объём полномочий по которой даёт основание совершать значимые действия в процессе;
  • план рассматриваемой территории (при наличии);
  • решение уполномоченного органа о проведении комплексного развития коммунальных объектов/структур, утверждении инвестиционной программы;
  • правоустанавливающие/правоподтверждающие документы на объекты недвижимости для проведения его реконструкции/эксплуатации и т.п.

порядок регистрации

После принятия властным органом соответствующего правопорождающего решения, он обязан направить уведомление об этом вместе с уточняющей документацией в регорган.

В соответствии с нормами российского законодательства, все ограничения, накладываемые на владение землёй заносятся в ЕГРН в порядке регистрации иных прав на объект недвижимости. Для этого и нужно успешно пройти процедуру госрегистрации.

Предельное время её осуществления зависит от структуры, в которую подавались документы для госрегистрации обременения:

  • в Росреестр — 7 раб. дней;
  • в МФЦ + ещё 2-3 дня.

При проверке документации специалистами Росреестра выносится одно из следующих решений:

  1. О проведении регистрации и внесении соответствующей записи в ЕГРН;
  2. О приостановлении процедуры госрегистрации для устранения выявленных недочётов.
  • Многие граждане уверены, что публичный сервитут — это очередной вариант отъёма участков земли у частников:
  • Если удовлетворения требуют нужды значительного количества граждан, муниципалитета или государства в целом, то возникновение публичного сервитута — правовое средство, применяемое в данной ситуации.
  • Как оформить договор мены земельного участка на квартиру читайте в этой нашей статье.
  • За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Источник: https://napravah.com/zemlya/publichnyj-servitut.html

Когда прекращается действие земельного сервитута? Какие основания предусмотрены для процедуры прекращения ограниченного права пользования?

Под сервитутом принято понимать такое обременение земельного участка, когда используется либо весь участок, либо его часть, для обеспечения нормального функционирования других участков, чьё положение заметно хуже, но может быть улучшено. Однако, рано или поздно, такое использование должно прекратиться.

Читайте также:  Как узнать задолженность в пенсионный фонд? разные методы, включая через интернет

Прекращение сервитута — это процедура, которая должна освободить конкретный земельный участок от наложенного на него обременения.

О способах прекращения сервитута, рассмотрим в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Причины для возникновения

Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Основания для его возникновения регулируются ст.274 ГК и ст.23 ЗК РФ.

Основанием для возникновения сервитута может быть подписание закона, нормативно-правого акта РФ либо решение органов местного самоуправления. Публичный сервитут всегда устанавливается с учетом общественных слушаний.

Сервитут может устанавливаться для проведения на земельном участке таких действий:

  • ремонта объектов транспортной инфраструктуры, коммунальных, инженерных, электрических сетей;
  • проведения дренажных работ;
  • установки межевых знаков;
  • проведения исследовательских и изыскательских работ;
  • прохода сельскохозяйственных животных;
  • забора водных ресурсов;
  • обеспечения прохода либо проезда через участок другим гражданам.

Более подробно о том, что является основанием возникновения сервитута, мы рассказывали в отдельной статье, а о порядке его установления вы можете прочитать здесь.

Какими законами регулируется снятие обременения?

Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях 274, 275 и 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.

ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Однако, так как сервитут подразумевает под собой право пользования, то для его регулирования заключается соответствующий договор. В момент прекращения действия такого договора прекращается и действие сервитута. Эта особенность договора рассматривается в Главе 29 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Скачать образец соглашения на установление сервитута

Несмотря на то, что регулирование права сервитута достаточно подробно осуществляется в гражданском законодательстве, все, что касается права обременения чужих земельных участков, рассматривается в Земельном Кодексе Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта законодатель посвятил вопросам оснований возникновения и прекращения сервитута Главу 5.3, а также статью 48, уделив особое внимание тем основаниям, по которым может произойти прекращение установленного обременения.

ЗК РФ, Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Основания для этого действия

Когда действие земельного сервитута прекращается — это очень часто означает, что наложенное обременение снимается, и собственник недвижимого имущества может пользоваться им в полном объёме.

Осуществить такое действие может как инициатор установления обременения, так и владелец обременённого имущества.

О правах и обязанностях обладателя сервитута читайте здесь, а о том, кто такой собственник участка, обремененного сервитутом и что он вправе требовать, мы рассказывали в другой статье.

Сервитут может быть прекращён на основаниях предусмотренных статьёй 274 Гражданского Кодекса. В ней указано, что в качестве оснований для отмены сервитута выделяется только две ситуации, которые могут способствовать принятию решения о снятии обременения:

  • в том случае, если на отмене сервитута настаивает собственник обременённого участка, так как в таком ограниченном его использовании отпала какая-либо необходимость (например, условия функционирования рядом расположенного участка стали лучше);
  • либо если из-за установленного обременения участок невозможно использовать в полной мере по его прямому назначению (например, дорога, проложенная по такому участку, не позволяет его владельцу заниматься сельским хозяйством в полной мере или строить дом, хотя надел приобретался именно для таких целей). Если вам интересно узнать, какой объект может быть обременен и существуют ли участки на которые нельзя наложить ограничение, то вы можете прочитать эту статью.

Специальным основанием прекращения сервитута, является желание лица, которое изначально высказывало требования установить такое обременение. В законодательстве это не указано.

Для такого прекращения земельного сервитута достаточно, чтобы инициатор установления обременения отказался от своих претензий по своему желанию и оформил такое решение соответствующим образом (если речь идёт о частном сервитуте, то путём расторжения договора, если о публичном, то через обращение в уполномоченные органы государственной власти для принятия на таком уровне решения об отмене установленного обременения).

Как прекращается обременение?

Основаниями прекращения сервитута могут быть, как уже говорилось выше, желание инициатора установления обременения, либо требования владельца обременённого участка, либо причина невозможности его эксплуатации. Независимо от того, по какому из перечисленных оснований будет происходить его отмена, процедура будет схожей.

Порядок прекращения сервитута:

  1. На первом этапе происходит составление заявления об отмене сервитута. В тексте такого заявления необходимо указать данные обременённого участка, начиная от его адреса и заканчивая межевыми сведениями, которые будут необходимы для идентификации участка, а также информацию о том, по какой причине происходит прекращение сервитута земельного участка.

    В том случае, если отмена происходит по инициативе лица, требовавшего в своё время установления сервитута, то можно обойтись без заявления – достаточно только составить дополнительное соглашение к договору сервитута, в котором будет указано, в какое время и на каких условиях сервитут прекращает своё действие.

    Если сервитут отменяется по инициативе владельца обременённого земельного участка, то заявление о его отмене ляжет в основу Постановления руководителя уполномоченного органа об отмене ранее установленного обременения (независимо от того, частный сервитут рассматривается или публичный).

  2. Вторым этапом следует рассматривать предоставление составленного заявления в уполномоченные органы с целью отмены ранее установленного сервитута. Как правило, обращаться следует в Департаменты и Комитеты по земельным и имущественным отношениям муниципальных образований или субъектов федерации.
    • Кроме заявления в такой орган необходимо будет представить также и документы, подтверждающие законность выдвигаемых требований (например, план эксплуатации обременённой части земельного участка, на котором видно невозможность использовать землю по его прямому назначению, либо документальные доказательства того, что использование обременённого участка более не требуется).
    • С момента подачи такого заявления в уполномоченные органы сотрудникам отводится десять дней на проверку правильности заполнения заявления и предоставленных документов, а также направление заявления на рассмотрение руководителю этого органа.
    • После того, как заявление было передано в уполномоченный орган, в срок не более тридцати дней с момента подачи, оно должно быть рассмотрено с целью вынесения соответствующего решения.
  3. Третьим этапом станет составление дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.

    На этом этапе максимальное время для подготовки всех необходимых документов ограничено тридцатью днями с момента вынесения решения об отмене сервитута. При этом, если будет готовиться дополнительное соглашение, оно в этот срок должно быть и подписано обеими сторонами-участницами договора.

  4. Четвёртый этап будет считаться заключительным, так как на нем происходит регистрация нового состояния земельного участка с получением всех необходимых документов, подтверждающих новый статус такого участка.

По общему правилу регистрации состояний земельных участков регистрация такого состояния должна произойти в срок не более десяти дней с момента получения подписанного соглашения или вынесенного Постановления руководителя уполномоченного органа.

Регистрация должна быть осуществлена в органах Росреестра, ответственных за внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Таким образом, земельный сервитут прекращается.

Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

Если придётся обращаться в суд?

В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.

  1. Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
  2. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
  3. Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.

Рассмотрение дела в суде займёт около одного-двух месяцев в зависимости от того, сколько понадобится заседаний для изучения позиций сторон-участниц соглашения.

Если речь идёт о публичном сервитуте, то он также может быть отменён путём рассмотрения дела в суде. Однако, в этом случае, срок рассмотрения дела может увеличиться до трёх месяцев, но не может превышать этот срок.

Заключение

Сервитут может быть прекращен как по инициативе лица, в чьих интересах он был установлен. Чаще всего в качестве инициатора прекращения сервитута выступает владелец обременённого земельного участка.

Отменить его можно в двух случаях – если в сервитуте отпала необходимость или если его дальнейшее использование может повлечь невозможность эксплуатации рассматриваемого земельного участка. Для отмены обременения достаточно подать соответствующее заявление и составить дополнительное соглашение о расторжении договора.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/prekrashhenie.html

Как получить сервитут замельного участка?

Что такое земельный сервитут?

Сервитутом называют право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом. К примеру, необходимо проложить коммуникации, разместить временные сооружения или оборудование на участке соседа, а договориться с ним иным способом кроме как юридически не получается.

Публичный сервитут земельного участка

Различают два вида сервитутов: обычный и публичный. Главное их различие – способы их установления и интересы, для которых эти сервитуты устанавливаются.

Частный сервитут назначается по соглашению участников и это связано с организацией прохода, например, на соседний участок, при монтаже линии электропередач или при проведении водопровода, что актуально при спорах, возникающих в садоводческих товариществ. Если речь идет об интересах государства, органов местной власти и др., то сервитут является публичным.

Читайте также:  Вкладыш в трудовую книжку: как оформить, образец, что это такое, для чего нужен, зачем, нумерация, штамп

Прекращение спорных и неоднозначных правоотношений делается в судебном порядке. Например, прокладка водопровода на земельном участке привела к тому, что почва стала излишне увлажненной, соответственно земля не может быть использована по своему целевому назначению напрямую.

Плата за сервитут

Может быть различной. Вычислить объем необходимых затрат и собрать пакет документов для процесса поможет квалифицированный юрист.

Порядок установления и условия прекращения сервитута земельного участка

Собственник сервитута обязан отправить субъекту подобных правоотношений требования о том, чтобы его действие прекратилось. Подобный документ также подается в Росреестр, затем представителям Росреестра за установленные законом сроки проводится официальная запись о завершении сервитута.

Если прекращение проводится в судебном порядке, то тогда владелец сервитута обязан обратиться в судебные органы с исковым заявлением о прекращении правоотношений.

К иску прикладывается определенный пакет документов, в которые входят правоустанавливающие документы собственника, свидетельство на право собственности или свидетельство о наследовании земельного участка, технические документы, план межевания, непосредственно сам договор о сервитуте, экспертное заявление о состоянии земли сельскохозяйственного назначения. Законных оснований для прекращения сервитута крайне мало, но они существуют. Основания могут иметь следующий характер: В тех ситуациях, когда собственник сам принял волеизъявление о том, чтобы прекратить подобные правоотношения; Если произошла гибель предмета обременения. Например, участок был затоплен; Если произошло отчуждение земли, обремененным сервитутом, совершенным владельцем.

Как было сказано выше, отмена сервитута может быть осуществлена путем подачи искового заявления в судебный орган, если есть спорные правоотношения, требующие законное применение правовых норм.

Правовая процедура прекращения сервитута должна проходить обязательную регистрацию в органах Росреестра.

Сам по себе публичный сервитут назначается при наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 23 Земельного кодекса России при соблюдении интересов органов муниципальной власти или государства без изъятия земли. Органы муниципальной власти могут обременить земельный участок без согласия самого собственника земли.

Прекращение сервитута

В результате подобной правовой процедуры собственник земли утрачивает официальное право на получение оплаты за услугу сервитута. Также стоит сказать, что подобные дела имеют довольно сложную и неоднозначную специфику рассмотрения, поэтому консультации адвоката не будут лишними.

В свою очередь, лица, переставшие обладать правом ограниченного пользования, больше не могут использовать чужой земельный участок для удовлетворения своих потребностей. Вернуть сервитут возможно, но лишь в ряде случаев. К примеру, это может произойти при повторном появлении оснований для его назначения или в случае возникновения новых причин.

Вам могут понадобиться шаблоны документов для оформления сервитута. Мы уже приготовили их для вас в этом разделе.

Вы также можете обратиться за индивидуальной консультацией к адвокату или задать интересующий вас вопрос в соответствующем разделе.

Обращаем Ваше внимание, что для работы с юридическим порталом необходима регистрация!

Источник: https://yaprav.ru/blog/post/publichnyy-servitut-zemelnogo-uchastka-poryadok-ustanovleniya-i-usloviya-prekrashcheniya

Прекращение сервитута в 2019 году, основания и порядок прекращения, споры, связанные с установлением, исковое заявление на прекращение сервитута | Земельный эксперт

6364

статьи:

Основания прекращения сервитута на земельный участок

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Основания прекращения сервитута по общему правилу могут быть следующими:

  • Отпали обстоятельства, на основании которых сервитут устанавливался.
  • Невозможность эксплуатации земли по ее прямому (целевому) назначению после установки сервитута.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Как известно, публичный сервитут назначается при наличии оснований ст. 23 ЗК РФ для соблюдения интересов государства или муниципалитета без изъятия частного владения. Органы власти издают соответствующее распоряжение, и обременение оформляется без согласия собственника земли.

Данный вид сервитута рассматривается для организации перемещения через земельный участок, для прокладывания коммуникаций, межевания, с целью обеспечения прохода к прибрежной полосе и в других случаях. Если необходимость в данных мероприятиях пропала, то оканчивается и сервитут. Чаще всего это происходит по обоюдному согласию между участниками отношений.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала.

Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Законных положений о прекращении земельного сервитута в пользу лица, для которого он был назначен, не предусмотрено, однако, такие варианты все же существуют:

  • если этот гражданин сам принял решение об отказе от таких правоотношений;
  • по причине гибели предмета обременения, к примеру, территория была затоплена или погублена пожаром;
  • в результате отчуждения площади, обремененной сервитутом в отношении его носителя.

Порядок прекращения права сервитута на земельный участок

В зависимости от конкретной ситуации законодательством предусмотрены этапы прекращения действия сервитута. Если данное право заканчивается в связи с договоренностью между участниками правоотношений, то процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник земли направляет субъекту сервитута требование о прекращении его действия.
  2. Подписывается совместное соглашение об окончании действия такого права.
  3. Данный документ подается в Росреестр, где и производится официальная регистрация завершения сервитута.

В том случае, если прекращение права осуществляется в судебном порядке, то на начальной стадии владелец участка имеет право обратиться в суд и подать заявление о расторжении сервитута по причине невозможности использования своего участка по целевому назначению. Посмотреть и скачать можно здесь: [Исковое заявление о расторжении сервитута]. На основании судебного решения уже и проводится регистрация в Росреестре.

Для проведения данной процедуры потребуется не менее месяца, поскольку именно это время необходимо для регистрации изменений.

Список документов

Для прекращения действия сервитута, могут потребоваться следующие бумаги:

  • личные документы собственника земельного участка;
  • технические документы на землю;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • договор о сервитуте;
  • документы, являющиеся основанием для прекращения сервитута: судебное решение, соглашение между участниками, постановление местного органа власти;
  • заключение экспертов о состоянии земли.

Все споры, связанные с прекращением сервитута, решаются исключительно в судебном порядке, поэтому дополнительно потребуется квитанция об уплате госпошлины.

Последствия прекращения сервитута на земельный участок

В результате оформления процедуры собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, теряет право на получение платы за услугу, если таковая была установлена.

В свою очередь, лица, переставшие обладать правом ограниченного пользования, больше не могут использовать чужой земельный участок для удовлетворения своих потребностей.

Вернуть сервитут возможно, но лишь в ряде случаев. К примеру, это может произойти при повторном появлении оснований для его назначения или в случае возникновения новых причин.

Исключением являются ситуации, когда вопрос о прекращении решался в судебном порядке, и установка сервитута на участок привела к значительному ухудшению его состояния. Кроме того, повторный сервитут исключается, если он не дает возможности эксплуатировать землю по ее целевому назначению.

Пример по прекращению сервитута на земельный участок

Представитель администрации Новосибирской области в прошлом году организовал замену водопроводных труб на территории дачного поселка, о чем издал соответствующее постановление.

На основании документа в одностороннем порядке был установлен сервитут на все земельные участки, через которые данный водопровод прокладывался. Срок сервитута ограничивался тремя месяцами, которые требовались для исполнения необходимых работ.

Установленный период прошел, а все, что сделала компания, взявшая на себя выполнение тендера, так это выкопала ямы на землях граждан. Администрация области вынуждена была обратиться в судебные инстанции с претензией к действиям подрядчика и искать нового исполнителя.

Данные процедуры также заняли немало времени. В результате, жители дачного поселка собрали необходимые подписи и обратились в суд с иском, в рамках которого требовали обязать административный ресурс решить вопрос в ближайшее время.
По данному заявлению было вынесено положительное решение и через месяц водопровод был проложен, а сервитут прекращен.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земельный сервитут устанавливается на различные участки с целью организации их использования без изъятия у собственника.
  2. Прекращение права ограниченного пользования чужим участком может быть выполнено в нескольких случаях, оговоренных в законодательстве РФ.
  3. Порядок окончания действия данного права зависит от того, каким образом процедура осуществляется: по согласию между участниками или в судебном порядке.
  4. В результате прекращения сервитута каждая из сторон лишается определенных преимуществ: владелец участка – платы за использование земли, а пользователь сервитута – правом эксплуатации части земельной зоны.
  5. Права на сервитут могут быть восстановлены, но это зависит от конкретной ситуации.

Список законов

  • Статья 276 ГК РФ
  • Статья 23 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Исковое заявление о расторжении сервитута

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению сервитута на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Леонид. Я имею в своем распоряжении земельный участок, который располагается рядом с рекой. Выше моего надела имеется другой участок.

Чтобы решить вопрос орошения, мы заключили с соседом договор о частном сервитуте, который давал ему право на создание с левой части моей территории оросительную систему для поливки своей площади.

Взамен я получал незначительную плату.

Через некоторое время я заметил, что земля на моем участке стала сырой и посадить что-либо теперь достаточно сложно. Более того, стали гнить посаженные там овощи. Я предложил соседу расторгнуть соглашение, однако, он не согласился, потому что для него сервитут был решением серьезной проблемы.

Подскажите, что мне делать в сложившейся ситуации и могу ли я расторгнуть соглашение о сервитуте в одностороннем порядке? Требуется ли регистрация?

Ответ: Уважаемый Леонид, в Вашей ситуации разрешить проблему можно только путем прекращения действия сервитута при помощи подачи искового заявления.

В судебной практике существует много похожих случаев, поэтому от Вас потребуется подготовить официальный иск и направить его в суд общей юрисдикции. Такое решение вопроса предусмотрено ст. 276 ГК РФ.

Если Вы докажите правомерность своей претензии путем предоставления официальных документов, заключений экспертов, фотографии, то судья пойдет навстречу и примет решение в Вашу пользу.

На основании судебного решения вы сможете обратиться в Росреестр и зарегистрировать прекращение сервитута. Данная процедура является обязательной.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prekrashhenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Ссылка на основную публикацию