Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов.
Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки
(в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются НК РФ (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут устанавливать местные власти).
Налогоплательщиками
земельного налога (ст. 388 НК РФ
) являются организации и физические лица
, обладающие земельными участками:
- на праве собственности,
- праве постоянного (бессрочного) пользования
- или праве пожизненного наследуемого дарения.
Не являются налогоплательщиками лица, которые пользуются земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или арендующие эти участки.
Объект налогообложения
– земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог. В п. 2 ст. 389 НК РФопределены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые не относятся к объектам налогообложения.
Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которые облагаются земельным налогом. Эта стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании сведений, полученных из налоговых органов.
Последние в свою очередь определяют налоговую базу на основании сведений, которые им предоставляют органы, ответственные за ведение земельного кадастра; органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органы муниципальных образований.
Для некоторых категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ)установлена льгота по земельному налогу
в виде необлагаемого минимума
в размере 10 000 руб
. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Это означает, что при расчете налога налоговая база, определенная в соответствии со ст.
391 НК РФ, будет уменьшена на 10 000 руб., если налогоплательщиком является, например, инвалид любой группы (кроме III, для которой есть некоторые ограничения), ветеран или инвалид ВОВ и т.п. При этом если кадастровая стоимость земельного участка такого физического лица оказывается меньше необлагаемого минимума (10 000 руб.), то налоговая база принимается равной нулю, т.е.
налог также признаетсяравным нулю.
Порядок определения налоговой базы и исчисления налога для земельных участков, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности, аналогичен порядку, применяемому в отношении имущества физических лиц.
Налоговые ставки
установлены ст. 394 НК РФ в максимальных значениях:
- 0,3% — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и предоставленных для личного подсобного хозяйства (например, фермерское поле, дачный участок);
- 1,5% — для прочих земельных участков.
Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Налоговым периодом
по земельному налогу признается календарный год. Индивидуальному предпринимателю, использующему земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (т.е.
для получения прибыли), придется платить земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (т.о.
сумма налога за год будет уменьшаться на суммы авансовых платежей, уплаченных ИП).
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании уведомления, присылаемого налоговыми органами. Представительные органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый
порядок уплаты земельного налога такими физическими лицами, но не более 2-х авансовых платежей за год.
Земельный налог рассчитывается следующим образом:
- Сумма налога за год = ставка налога * налоговая база * коэффициент
- Авансовый платеж = сумма налога за год * ? или 1/3 * коэффициент
Если в течение календарного года налогоплательщик приобретал и (или) утрачивал права собственности на земельный участок, то сумма налога (авансового платежа) уменьшается на поправочный коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Например:
В долевой собственности (с равными долями) Карла и Клары находится дачный участок площадью 0,6 га. Карл — инвалид II группы, т.е. имеет льготу по земельному налогу в размере необлагаемого минимума (10 000 руб.). Кадастровая стоимость данного участка составляет 20 000 руб.
Ставка налога в муниципальном образовании, где находится и зарегистрирован данный участок, составляет 0,3%. Рассчитаем сумму земельного налога. Поскольку участок находится в долевой собственности, где каждому собственнику принадлежит? участка, то на каждого приходится по 0,3 га.
Для Карла налоговая база составит- 4 000 руб. (20 000 х 0,3 – 10 000 = -4000 руб.).Налогооблагаемая база меньше необлагаемого минимума, т.е. принимается равной нулю. Таким образом, земельный налог с доли Карла составит 0 руб. Налоговая база доли Клары оценивается в 6 000 руб. (20 000 х 0,3).
Сумма налога равна 18 руб. (6 000 х 0,3%).
Количество показов: 20408
Налоговый Кодекс РФ устанавливает лимит ставок по земельному налогу, льготы, то есть определяет основные параметры земельного налога. Местные власти же устанавливают ставку по налогу, определяют порядок и сроки его уплаты.
Максимальные налоговые ставки, установленные Налоговым кодексом РФ, составляют:- 0,3% — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и предоставленных для личного подсобного хозяйства (например, фермерское поле, дачный участок);
1,5% — для прочих земельных участков.Земельный налог уплачивается как физическими так и юридическими лицами, владеющими земельными участками, на разных правах:- на праве собственности;- на праве постоянного (бессрочного) пользования;
— на праве пожизненного наследуемого дарения.
Местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки налога в зависимости от категории земли и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок расчета земельного налога и его уплаты зависит от того, используете Вы земельный участок в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности или нет.
Земли делятся на
:- сельскохозяйственного назначения; — земли поселений; — земли промышленности; — энергетики; — транспорта; — связи; — радиовещания; — телевидения; — информатики; — земли для обеспечения космической деятельности; — земли обороны; — безопасности;
— земли иного специального назначения и т.д.
Владельцы земельных участков с правом безвозмездного, но срочного пользования (то есть с ограниченным сроком пользования) либо арендаторы земельных участков не выплачивают земельный налог.
В отношении расчета земельного налога действуют следующие правила:1) Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, порядок расчета земельного налога схож со схемами транспортного налога и налога на имущество. Они выплачивают земельный налог на базе сведений, полученных от налоговых органов.
Налоговики, в свою очередь, определяют налоговую базу на основании сведений, предоставленных организациями, ответственными за ведение земельного кадастра; учреждениями, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органы муниципальных образований.
2) Индивидуальные предприниматели, использующие земельные участки в коммерческих целях, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о владениях, принадлежащих им на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год .
В отношении уплаты налога физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, использующими земельные участки в коммерческих целях, тоже есть различия:1.
Индивидуальный предприниматель уплачивает земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, и сумма налога за год уменьшается на суммы авансовых платежей, уплаченных предпринимателем.2. Физические лица уплачивают налог на основании уведомления, присланного налоговыми органами.
При этом органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый порядок уплаты земельного налога физическими лицами, но не более двух авансовых платежей за год (то есть сумма земельного налога может быть выплачена в два приема, если предусмотрено два авансовых платежа).
Если будет предусмотрен авансовый порядок, то все платежи должны быть одинаковыми по размеру. Таким образом, физические лица могут выплачивать земельный налог в один или два платежа. Земельный налог может взиматься только за часть года, если Вы в течение этого периода приобрели или, наоборот утратили свои права на землю.
Считают его по схеме, аналогичной для транспортного налога и налога на имущество. Кроме того, если земельный участок принадлежит нескольким налогоплательщикам, то порядок определения налоговой базы и исчисления налога также зависит от того, находится участок в общей долевой или в общей совместной собственности.
Пример: У мужа с женой есть совместный участок, мужу принадлежит 40%, а жене — 60%. Кадастровая стоимость участка — 100 тыс. руб., применяется максимальная налоговая ставка 0,3%. Допустим, власти предписывают уплату налога с одним авансовым платежом. Итак, сумма налога составляет 100 тыс.
руб. х 0,003 = 300 руб. Если предполагается уплата налога в два этапа, с одним авансовым платежом, сумма разбивается на 150 руб. аванса и 150 руб. следующим платежом. Учитывая, что у жены 60% доля участка, она будет платить 90 руб. два раза в год, а муж — 60 руб.
Для некоторых физических лиц
Налоговой базой, на основании которой исчисляется налог на землю, является кадастровая стоимость земельного участка. Эта характеристика зависит от его месторасположения. Кадастровая стоимость определяется на основании многих факторов, в частности, на нее влияет то, к какой территориальной зоне относится тот или иной участок, поскольку для каждой такой зоны существуют виды разрешенного использования. Кадастровая стоимость земель данного населенного пункта, как результат государственной кадастровой оценки, утверждается Постановлением территориальной Администрации.
Например, кадастровая стоимость участка, находящегося в жилой зоне, на территории которой разрешено и строительство магазинов, и многоэтажных жилых домов, и зданий общественно-культурного назначения, будет выше, чем стоимость участка той же площади, расположенного в промышленной зоне или того, который находится в зоне рекреации, где объекты капитального строительства размещать запрещено.
Но предприниматели, имеющие соседние участки одинаковой площади, находящиеся в одной территориальной зоне, все равно могут выплачивать разную сумму налога на землю, поскольку он также зависит от осуществляемого ими вида деятельности. Благотворительная организация, например, может быть вообще освобождена от его уплаты, а торговое предприятие будет платить налог больше, чем то, которое оказывает образовательные услуги.
От уплаты налога на землю освобождаются, в частности, религиозные организации, объединения инвалидов, представители малочисленных народов и пр.
Для каждого вида деятельности устанавливаются свои коэффициенты, они утверждаются постановлениями местных органов власти на основании предложений специальной комиссии.
Для физических лиц – собственников земельных участков, величина платы за землю определяется налоговой ставкой, устанавливаемой представительными органами муниципальных образований.
Следует учитывать, что, в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ, для владельцев частных домов и дачников , использующих земельные участки для собственных нужд, включая личное подсобное хозяйство или строительство дома, ставка земельного налога устанавливается в размере, не превышающем 0,3%, для других земельных участков – 1,5%.
Льготы по уплате налога на землю
Государство льготирует некоторые категории налогоплательщиков, предоставляя им льготу в размере 10 000 рублей. В частности, такую льготу получают инвалиды с детства , ветераны ВОВ и других последующих официальных войн, Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы, больные лучевой болезнью и пр.
В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника.
Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.
Счет-фактура: строку «идентификатор госконтракта» можно не заполнять
С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.
Штраф за представление пояснений по НДС не по установленной форме можно оспорить
Налогоплательщики, обязанные сдавать НДС-декларацию в электронном виде, и пояснения к ней в ответ на требования налоговиков должны направлять по ТКС. Существует утвержденный формат для таких электронных пояснений. Но как следует из недавнего решения ФНС, даже если пренебречь установленным форматом, штрафа быть не должно.
Налогоплательщики часто сталкиваются со сложностями при оценке своих налоговых обязательств, в том числе в отношении региональных и местных налогов. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим объекты обложения по земельному налогу.
Какие участки признаются объектами обложения
Под объектами налогообложения понимаются земельные участки. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом.
Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.
НК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, являющихся объектом налогообложения, и, несмотря на то, что земельный налог признается местным налогом, муниципальные образования ни при каких обстоятельствах не вправе вводить новые объекты налогообложения.
В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего это связано с необходимостью поддержать социально не защищенные слои населения.
Некоторые нормативные правовые акты муниципальных образований предусматривают особые льготы. Например, решениями представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, Новосибирской области и Челябинской области установлено, что жители, земли которых попадают в зону затопления, не уплачивают земельный налог в отношении таких земель.
Документы, необходимые для получения налоговой льготы
Автоматически льготы применяться не могут, поэтому для применения установленных льгот налогоплательщики обязаны подать заявление в любой налоговый орган. Помимо заявления необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующей льготы:
- инвалиды подтверждают право на льготу путем представления справки медицинского учреждения установленного образца;
- пенсионеры представляют пенсионное удостоверение;
- многодетные семьи — справку управления социальной защиты населения администрации города или удостоверение многодетной семьи.
Полный перечень документов для разных категорий граждан размещен на сайте Федеральной налоговой службы.
Источник: https://lawyerscafe.ru/6-pit/it-is-subject-to-land-tax-land-tax-the-object-of-taxation.html
Объект налогообложения земельного налога
Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.
- Законодательство о земельном налоге
- Объект земельного налога
- Когда возникает обязанность платить за землю?
- Особенности налогообложения общей земли
- Возможные льготы по объекту земельного налога
- Итоги
Законодательство о земельном налоге
Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31.
Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА.
Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:
- вводить систему дополнительных налоговых льгот;
- определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
- определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.
Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):
- 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
- 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.
Объект земельного налога
Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:
- изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
- предназначенные для лесозаготовок;
- находящиеся под многоквартирными домами.
Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.
В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:
- выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;
Подробности см. здесь.
- изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.
Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.
Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.
Когда возникает обязанность платить за землю?
Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):
- собственности;
- пользования без установления срока;
- владения по праву наследства.
Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).
- Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.
- О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.
- Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».
В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.
Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».
По участку, право на который существует неполный год (т. е.
право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ).
При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.
Особенности налогообложения общей земли
Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):
- Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
- Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).
Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.
Возможные льготы по объекту земельного налога
Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).
Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:
- учреждений уголовно-исполнительной системы;
- автомобильных дорог общего пользования;
- религиозных сооружений;
- общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
- организаций народных художественных промыслов;
- особых и свободных экономических зон;
- объектов инновационного центра «Сколково».
Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.
Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).
При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.
Итоги
Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.
Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:
За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».
Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Источник: https://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/obekt_zemelnogo_naloga/obekt_nalogooblozheniya_zemelnogo_naloga/
Что нужно знать о земельном налоге?
Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.
Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?
Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.
Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:
- собственности;
- постоянного (бессрочного) пользования;
- пожизненного наследуемого владения.
Подробнее
Земельный налог не платится организациями и физическими лицами в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Земельным налогом не облагаются:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:
- налоговой базы;
- размера доли в праве;
- периода владения земельным участком;
- налоговой ставки;
- наличие либо отсутствие льгот.
- Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:
- Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,
- где:
- Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);
- Д – размер доли в праве на земельный участок;
- Нст – налоговая ставка;
- Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).
Эта стандартная формула расчета земельного налога не учитывает льготы. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена на размер предоставленной льготы.
Проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России.
2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога
Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.
Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.
Вы также можете узнать кадастровую стоимость интересующего Вас земельного участка по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или с помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Публичная кадастровая карта», «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» официального сайта Росреестра.
2.3. Налоговые ставки для расчёта земельного налога
Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
- 0,3 % в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 % в отношении прочих земельных участков (ст. 394 НК РФ).
Ставку налога в конкретном регионе можно также уточнить при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте ФНС имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
2.4. Льготы по земельному налогу
Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:
- освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан и организаций (ст. 395 НК РФ);
- уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
- льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).
1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.
Подробнее
Например, от уплаты земельного налога на федеральном уровне освобождены:
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ);
- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);
- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).
2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов I и II группы;
- инвалидов с детства, детей-инвалидов;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
Источник: https://vladeilegko.ru/situations/chto-nuzhno-znat-o-zemelnom-naloge-/
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований.
- В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
- Законодательные (представительные) органы муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
- Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
- Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
- Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
- Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
- Определение налоговой базы производится в следующем порядке:
- Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
- Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности: определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
- Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами
- Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалидов с детства;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:
в размере 10 000 руб. производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
- Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, налоговая база признается равной нулю.
- Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
- Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанавливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.
- Налоговым периодом признается календарный год.
- Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
- При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.
- Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:
Налоговая ставка | Налоговая база |
0,3% |
|
1,5% | Прочие земельные участки |
Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:
Категории налогоплательщиков | Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей |
Организации | Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей) |
Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности | |
Физические лица | Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами |
- Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
- Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.
- Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.
Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансовые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законодательным (представительным) органом городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании уведомлений налоговых органов.
- Отчетность представляется в налоговые органы только организациями и индивидуальными предпринимателями.
- Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
- Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.
Источник: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page37.html
56. Земельный налог и характеристика элементов налогообложения
Налогоплательщики:
организации, физические лица,ИП:
обладающие
земельными участками на праве
собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками:
организации и физические лица в отношении
земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору
аренды
Объект
налогообложения: Земельные
участки, расположенные в пределах
муниципального образования (городов
Москвы и Санкт-Петербурга), на территории
которого введен налог.
Не признаются
объектом налогообложения: земельные
участки, изъятые из оборота; земельные
участки, ограниченные в обороте, которые
заняты особо ценными объектами культурного
наследия, включенными в Список всемирного
наследия, историко-культурными
заповедниками, объектами археологического
наследия; земельные участки, ограниченные
в обороте, предоставленные для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных
нужд; земельные участки из состава
земель лесного фонда; земельные участки,
ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством РФ, занятые
находящимися в государственной
собственности водными объектами в
составе водного фонда. Налоговый
период:
календарный год. Отчетные
периоды:
1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного
года.
При
установлении налога представительный
орган муниципального образования
(органы власти городов федерального
значения) вправе не устанавливать
отчетный период.
Налоговая
ставка: Устанавливается
законами представительных органов
муниципальных образований (законами
городов федерального значения) и не
может превышать: 1).
0,3% в отношении
земельных участков: отнесенных к землям
с/х назначения или к землям в составе
зон с/х использования в поселениях и
используемых для с/х производства;
занятых жилищным фондом и объектами
инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса (кроме
доли в праве на земельный участок,
приходящейся на объект, не относящийся
к жилищному фонду и к объектам инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса) или предоставленных для
жилищного строительства; для личного
подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства.
2)
1,5% в отношении прочих земельных участков.
Возможны дифференцированные налоговые
ставки в зависимости от категорий земель
и (или) разрешенного использования
земельного участка.
Налоговая
база: определяется
как кадастровая стоимость земельных
участков, признаваемых объектом
налогообложения.
Налоговая
база определяется отдельно в отношении
долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых
налогоплательщиками признаются разные
лица либо установлены различные налоговые
ставки. Для отдельных категорий
налогоплательщиков налоговая база
уменьшается на 10 000 рублей на одного
налогоплательщика на территории одного
муниципального образования.
-
Уменьшение
производится на основании документов,
подтверждающих право на уменьшение,
представляемых налогоплательщиком в
налоговый орган по месту нахождения
земельного участка. -
Налоговые
льготы: организации
и учреждения уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции РФ;
организации — в отношении земельных
участков, занятых государственными
автомобильными дорогами общего
пользования; религиозные организации;
общероссийские общественные организации
инвалидов; организации народных
художественных промыслов; научные
организации Российской академии наук,
Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных
наук, Российской академии образования,
Российской академии архитектуры и
строительных наук, Российской академии
художеств; организации — резиденты
особой экономической зоны -
Уплата
налога:
Организации и индивидуальные
предприниматели исчисляют сумму налога
(авансовых платежей) самостоятельно
Не
позднее 1 февраля года, следующего за
истекшим налоговым периодом, уплачивают
земельный налог и представляют в
налоговый орган по месту нахождения
земельного участка налоговую декларацию
по налогу.
Организации и индивидуальными
предпринимателями, уплачивающие
авансовые платежи по налогу, не позднее
последнего числа месяца, следующего за
истекшим отчетным периодом, уплачивают
авансовый платеж и представляют в
налоговый орган по месту нахождения
земельного участка налоговый расчет
по авансовым платежам.Сумма налога =
ставка налога х налоговая база.
Источник: https://studfile.net/preview/1475170/page:23/
К какой категории относится земельный налог?
Обновление: 2 февраля 2017 г.
Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.
Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.
Коротко о системе налогов в РФ
Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.
Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.
Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.
При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):
- порядок уплаты налогов;
- ставка;
- сроки уплаты.
По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.
Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:
- налоговых льгот;
- порядка и оснований применения льгот;
- налоговой базы.
Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.
Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.
Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.
Земельный налог — это какой налог?
В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.
Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.
Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.
Источник: https://glavkniga.ru/situations/s503041
Какое имущество облагается земельным налогом — НалогОбзор.Инфо
Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.
Участки, не облагаемые земельным налогом
Не признаются объектами налогообложения земельные участки, которые:
1) изъяты из оборота. Это земли федеральной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, также они не могут стать объектом договоров купли-продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;
2) ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения к ограниченным в обороте отнесены земельные участки:
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;
- входящие в состав земель лесного фонда;
- занятые водными объектами в составе водного фонда. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-02/17246).
3) входят в состав общего имущества многоквартирных домов.
Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.
Льготы по земельному налогу
Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:
- общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
- организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.
Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.
От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:
- не облагаемой земельным налогом суммы;
- уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.
Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.
Ситуация: должно ли платить земельный налог садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение?
Ответ: да, должно, но только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности.
Организации должны платить земельный налог по земельным участкам, в отношении которых они признаются собственниками. Об этом сказано в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.
При этом садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение может быть создано в форме товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (п. 1 ст. 4 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ).
Такое объединение признается юридическим лицом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Поэтому оно подлежит госрегистрации (ст. 51 ГК РФ).
После госрегистрации объединения земельный участок предоставляется:
- в безвозмездное срочное пользование такому объединению;
- за плату в совместную собственность членов такого объединения.
Этот земельный участок состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. После утверждения и выноса в натуру плана организации и застройки территории объединения индивидуальные участки предоставляются его членам (гражданам):
- в собственность или на ином вещном праве (в случае, если земельный участок объединению был предоставлен бесплатно);
- в собственность (в случае, если земельный участок был предоставлен за плату).
Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст. 216 ГК РФ). Такие правила установлены в пункте 4 статьи 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.
Таким образом, садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение должно платить земельный налог только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Земельный налог в отношении индивидуальных участков объединение платить не должно, так как эти земли являются собственностью граждан – членов объединения или принадлежат им на ином вещном праве (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Если граждане создали огородническое некоммерческое объединение, они могут на общем собрании принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (индивидуальных и общего пользования) (п. 4 ст.
14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). В этом случае объединение как юридическое лицо должно будет платить земельный налог в отношении этих участков при условии, что они будут закреплены за ним на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю?
Ответ: нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.
Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст.
14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).
Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141).
В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 9 апреля 2007 г.
№ 03-05-05-02/21 и подтверждена в постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.
Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г.
№ 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54, ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2010 г.
№ А56-58100/2009).
Внимание: длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ.
По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.
Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 3000 до 4000 руб.;
- для организации – от 30 000 до 40 000 руб.
Такая мера ответственности предусмотрена статьей 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кадастровая стоимость земли не определена
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, обязанность по уплате земельного налога не возникает. Нормативная цена земли в этом случае не используется. Положения пункта 13 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, которые предусматривали применение нормативной цены, с 1 марта 2015 года утратили силу (подп. «к» п. 1 ст. 11 Закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ).
Приобретение недвижимости
Ситуация: нужно ли платить земельный налог, если организация купила (получила безвозмездно в качестве вклада в уставный капитал) здание? Договора аренды земли нет, арендная плата за землю не перечисляется.
Ответ: да, нужно, если земельный участок (его часть) перешел в собственность организации (п. 1 ст. 388 НК РФ).
При приобретении (получении) здания в собственность переход права собственности на землю зависит от нескольких условий.
Если продавец (даритель, учредитель) является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая (передаваемая) недвижимость, то покупатель (одаряемый) приобретает право собственности либо право аренды на соответствующую часть земельного участка.
Конкретный вариант должен быть предусмотрен в договоре купли-продажи (дарения, учредительном договоре). Если же об этом в нем не сказано, к организации переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята зданием.
Такие правила установлены в статье 273 и пунктах 1, 2 статьи 552 Гражданского кодекса РФ. В этом случае организация должна будет платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на землю (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п.
1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).
Организация может купить (получить) здание, находящееся на земельном участке, не принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве собственности. В этом случае она приобретает право использовать соответствующую часть земли на тех же условиях, что и продавец (даритель) (п. 2 ст. 271, п. 3 ст. 552 ГК РФ). На практике возможны два варианта.
Первый: если организация, купившая (получившая) здание, будет пользоваться землей на правах аренды. В этом случае она не будет признаваться плательщиком земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Второй: если здание, купленное (полученное) организацией, расположено на земельном участке, принадлежащем продавцу (дарителю, учредителю) на праве постоянного (бессрочного) пользования. В этом случае организация должна будет заключить договор аренды на данный земельный участок или приобрести его в собственность.
Это связано с тем, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным (муниципальным) учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ). Следовательно, организации такое право не предоставляется.
Поэтому если организация будет арендовать земельный участок, то земельный налог она платить не должна (п. 2 ст. 388 НК РФ). Если же соглашением будет предусмотрено приобретение его в собственность, ей придется платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на данный земельный участок (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п.
1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).
Крым и Севастополь
Начиная с 2015 года организации Республики Крым и г. Севастополя признаются плательщиками земельного налога. Обязанность по уплате налога возникает, если такие организации владеют земельными участками, которые являются объектами налогообложения. При этом не важно, какими документами подтверждаются их права на землю: российскими или украинскими.
Это следует из положений статей 12, 15 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, статьи 2 Закона от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК, пункта 2 статьи 2 Закона от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС, статьи 388 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.
Важно: в настоящее время подразделения Росреестра не завершили работу по передаче налоговым инспекциям сведений о земельных участках, принадлежащих организациям Крыма и Севастополя.
В связи с этим многие организации не могут быть поставлены на налоговый учет как владельцы земельных участков, территориально удаленных от их постоянного местонахождения. Однако от обязанности по уплате земельного налога с таких участков организации не освобождаются.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, ФНС России рекомендует организациям самостоятельно вставать на налоговый учет в качестве плательщиков земельного налога.
Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление в произвольной форме и копии правоустанавливающих документов на землю (копии украинских документов должны быть с заверенным переводом на русский язык). На основании этих документов организацию поставят на учет и присвоят КПП «41». А при поступлении платежа или декларации по земельному налогу инспекция откроет ей лицевую карточку.
Об этом сказано в письме ФНС России от 16 июня 2015 г. № БС-4-11/10412.
Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/zemelnyj_nalog/kakoe_imushestvo_oblagaetsya_zemelynim_nalogom/7-1-0-214