Российский законодатель предусматривает различные способы приватизации недвижимого имущества, каждый из которых на практике имеет свои нюансы и затруднения при сборе требуемых бумаг.
В результате передачи недвижимости индивидам, как правило, отчуждаются дома или квартиры (либо комнаты в них), а также земельные участки. Передача объектов жилого фонда преимущественно осуществляется безвозмездно. Земельные же наделы, нежилые помещения, отчуждаются за определенную плату, однако из этого правила нередко бывают исключения.
Имеют место ситуации, в которых объекты жилого фонда выкупаются физическими лицами у государства. При этом стоит понимать, что, с юридической точки зрения, подобные механизмы не должны трактоваться как одна из разновидностей приватизации жилья.
Имеют место ситуации, в которых объекты жилого фонда выкупаются физическими лицами у государства. При этом стоит понимать, что, с юридической точки зрения, подобные механизмы не должны трактоваться как одна из разновидностей приватизации жилья.
Одним из наиболее популярных способов передачи жилплощади в частное владение, безусловно, является приватизация на безвозмездной основе. Собственниками имущества при этом выступают как государственные, так и муниципальные органы власти. Осуществить приватизацию на таких условиях можно только один раз на имя одного конкретного физического лица.
У данной процедуры есть ряд нюансов. Так, перед подобным мероприятием небесполезным может стать изучение специфики необходимого перечня документов, т.к. это поможет наиболее продуктивно задействовать все механизмы процесса приватизации. Кроме того, следует обратиться к рекомендациям юристов по этому поводу, а также подробно рассмотреть все способы этой процедуры.
Основные понятия правового поля приватизации
Субъектами передачи государственной собственности могут быть как частные лица, так и целые организации (при условии, что их уставной капитал в большей своей части принадлежит частным лицам). Объектом этого процесса законодатель называет производственные и иные предприятия, жилища, земельные участки, а также и нежилые помещения.
В целом, в российском правовом поле устоялось два основных направления, по которым возможна передача государственной собственности.
- Первое: приватизация муниципального имущества в собственность частных лиц, где объект, как правило, входит в фонд отстроенного государством жилья. Субъектами такого процесса обыкновенно выступают российские граждане, осуществляющие свое право на проживание в муниципальных квартирах, предоставленных им для этой цели государством.
- Второе: Приватизируемый объект являет собой частное предприятие. Субъектами такого механизма передачи имущества в основной своей части являются юридические лица.
Под термином «способы проведения приватизации» понимаются различные вариации осуществления процессов, результатом которых становится передача в собственность частных или юридических лиц тех или иных активов, а также присущие им характерные особенности и правовые основания. В ряде большинства случаев этот термин может являться определителем характерных черт для конкретного типа недвижимости.
Российский законодатель выделяет следующие основные способы приватизации государственного и муниципального имущества:
- завершение деятельности предприятия с передачей его прав и обязанностей новому акционерному обществу;
- передача за определенную плату государственной недвижимости, осуществленная посредством проведенного аукциона или конкурса;
- покупка ценных бумаг предприятия, выставленных на торги в рамках специальной специфической процедуры;
- продажа имущества, являющаяся результатом открытого предложения;
- передача акций акционерного общества по завершении доверительного управления за вознаграждение.
Кроме того, в российском правовом поле имеет место специальная процедура, в ходе которой происходит преобразование активов унитарных предприятий, находящихся как в обороте, так и вне его.
Возможность осуществления таких механизмов ограничивается размерами уставного капитала каждого отдельно взятого хозяйственного общества.
Величина его регламентирована российским законодательством и должна превышать минимальные показатели.
В ряд основных способов приватизации, которые предусматриваются в российском правовом поле, входит передача субъектов экономики обществам с ограниченной ответственностью.
Такие механизмы работают в тех случаях, когда количество сотрудников конкретного предприятия, а также его доходы за трехлетний период (непосредственно перед приватизацией) оказываются не выше предельной величины, размеры которой установлены соответствующим федеральным законом.
Правила и нюансы приватизации
Каждый из упомянутых способов передачи в своей реализации содержит значительное количество особенностей в области их правоприменительной практики. Первое, что отмечается, с этой точки зрения, практикующими юристами – этапы приватизации. Так, можно выделить:
- планирование;
- оценка пакета необходимых документов;
- собственно, процедура приватизации.
Каждый из пунктов этого списка может быть расширен отдельным перечнем иных (побочных) процедур, однако по большей части порядок приватизации государственного и муниципального имущества является именно таковым.
Самым ответственным и длительным этапом в процессе передачи государственных активов частному лицу является принятие решения об одобрении этой процедуры. В этой связи муниципальный орган производит точную оценку объектов, на которые подано заявление о приватизации.
Каков будет порядок и способы приватизации зависит от того, к какой именно категории относится передаваемое имущество.
Так, процесс отчуждения предприятий предусматривается российским законодателем, а потому его осуществление не предполагает особых заминок или категорического отказа в одобрении. Тогда как объект, являющий собой культурную ценность или памятник истории, как правило, не может стать собственностью отдельно взятого гражданина.
Вопрос о передаче гражданину какой-либо государственной недвижимости принимается на довольно высоком уровне, что предполагает весьма долгий процесс.
Потому частному лицу, желающему осуществить приватизацию, может понадобиться значительное количество времени и усилий на реализацию своих планов.
Однако если человек ведет диалог с местной муниципальной властью или обращается к чиновничьему аппарату регионального уровня, все механизмы могут сработать довольно быстро.
Информационное обеспечение процедуры
Одним из самых значительных аспектов в процессе приватизации является создание информационных условий для его должного функционирования.
Обнародование подробностей процедуры передачи государственного, а также муниципального имущества представляет собой механизм, осуществляемый теми или иными государственными структурами с целью обеспечения свободного доступа к перечню необходимых сведений. Т.о. всякое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет возможность осведомиться о путях и способах передачи муниципального или государственного имущества, а также (при необходимости) – участвовать в данной процедуре.
Главным инструментом такого обеспечения является обнародование всех сведений в сети Интернет в формате профессиональных прогнозов или программ по приватизации.
В результате на серверах разного рода ведомств, в компетенции которых находятся подобные вопросы, отражаются данные об имуществе федеральных, региональных или муниципальных структур.
Более того, в обязанности любого учреждения, ответственного за освещение подобной информации, вменяется публикация сведений о передаче тех или иных видов активов, а также подробных структурных отчетов об итогах приватизации разного рода имущества.
Основные документы и рекомендации юристов
Для передачи квартиры либо дома во владение физического лица необходимо предоставить:
- удостоверение личности от каждого из лиц, в долевую собственность которых переходит имущество;
- договор и ордер, который дает правовое основание для пользования квартирой;
- справку из ЖКХ или от управляющей компании, свидетельствующую об отсутствии долгов у заявителя по платежам за коммунальные услуги;
- документ, подтверждающий, что субъект ранее не реализовывал право на бесплатную передачу муниципального жилища в его собственность;
- отказные заявления от прочих лиц, проживающих в приватизируемой квартире (если таковые имеются).
- Несмотря на то что представленный перечень является исчерпывающим, большинством практикующих в этой области права юристов при этом рекомендуется осведомляться в соответствующих органах о необходимости предоставления дополнительных документов.
- Кроме всего прочего, следует обращать внимание на сроки действия предоставляемых официальных бумаг, поскольку практически каждая из них довольно быстро устаревает.
- Реализуя право на приватизацию нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, необходимо подготовить более полный комплект документов. К таковым относятся:
- постановление, исходя из которого можно судить о правомерности передачи имущества в собственность частного лица;
- квитанцию, свидетельствующую о внесении государственной пошлины;
- копию сведений кадастра;
- заявление о необходимости осуществления процедур по регистрации права собственности;
- договор об аренде (в том случае, если данный документ является основанием для передачи недвижимости);
- кадастровый паспорт.
При оформлении приватизации недвижимости в виде земельного участка, помимо основных документов, необходимы:
- заявление специального образца, содержащее исчерпывающие сведения о земельном наделе и планируемом использовании после передачи;
- выписка из реестра о правах на владение приватизируемой недвижимостью;
- копия сведений из государственного кадастра недвижимости;
- документ, подтверждающий передачу земельного участка в пользование физическому лицу.
Возможные затруднения
Рассматривая приемы и основные способы приватизации, следует помнить, что при отчуждении права на владение теми или иными объектами недвижимости нередко встречаются серьезные затруднения, разрешения которых зачастую требуют специального судебного решения. Подобные обстоятельства могут являться следствием несогласием сторон, участвующих в данных правоотношениях, разночтений в нормах права, регулирующих рассматриваемые процессы, или иных казусов.
Чаще всего к привлечению арбитража прибегают в случаях:
- затруднений, возникших в связи с характеристикой статуса объекта недвижимости в области права;
- объективной необходимости предоставления доказательств права на передачу имущества конкретному лицу при наличии иных желающих на осуществление подобной процедуры.
Стоит, однако же, отметить, что при законности сделки и предоставлении полного перечня надлежащих документов, возникновение каких-либо значительных сложностей в процессе реализации описываемого права маловероятно.
Источник: https://ProSobstvennost.ru/privatizaciya/drugoe/sposoby.html
Причины и источники приватизации
Централизованная модель экономики, где регулирование всех процессов и экономических отношений находится в руках государства, применялась во многих странах мира, особенно в странах «социалистического лагеря». В той или иной степени большая доля государственной собственности присутствовала в экономиках, построенных на рыночном механизме.
Требования нового времени, изменение принципов взаимодействия между странами, ориентирование на открытые экономические системы привели к пониманию того, что административно – командная модель экономики является устаревшей. Она может применяться лишь в сферах стратегического развития, либо в отраслях, представляющих основу защиты интересов государства и населения.
Рыночная модель экономики является наиболее гибкой. Она может адаптироваться под изменения факторов. При этом, обладая механизмом рынка, эта модель способна к саморегуляции. Рыночная экономика строится на свободном предпринимательстве, частной собственности, представленной различными формами хозяйствования.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Переход от командной экономики к рыночной требовал разгосударствления. Стоит отметить, что разгосударствление является более широким понятием, чем приватизация. Оно включает в себя:
- отказ от государственной монополии;
- создание крепкой смешанной экономической модели;
- проведение децентрализации экономики;
- снижению управляющей роли государства.
Замечание 1
Приватизация является лишь одной из форм разгосударствления. Она является процессов перевода государственного имущества и собственности в частный сектор экономики.
Приватизация может коснуться собственности, которая до ее национализации была в частных руках. Такое явление называется реприватизацией.
В мировой практике использовалось три метода приватизации:
- Отказ от прав владения или дивеститура представляет собой продажу государственного имущества в частные руки. Наиболее распространенной формой является акционирование.
- Применение контрактов, когда государство использует частные компании как подрядчиков на госзаказы.
- Использование ваучеров, как системы государственного кредитования.
Причины приватизации в России
Если говорить о западных странах, то приватизация в них преследовала и выполняла ряд задач. Она использовалась как инструмент государственного регулирования, вела к созданию различных форм собственности, способствовала привлечению инвестиций.
Отличительной особенностью приватизации в европейских странах являлся индивидуальный и поступательный подход. Обычно, в год продавалось небольшое количество государственных предприятий. Так в Великобритании приватизация продолжалась десять лет.
Основными причинами приватизации в России стали:
- высокий уровень государственных расходов, которые планировалось компенсировать за счет привлечения частного капитала;
- широта государственной власти сделала управление экономикой неэффективным;
- разрастание бюрократического аппарата чиновников, который привел к углублению коррупционных процессов в обществе;
- формирование предпосылок для перехода к рыночной экономики;
- освобождение государственных денежных средств для решения социальных вопросов и нужд;
- создание привлекательных условий для внутренних и внешних инвестиций;
- ликвидация продуктового и товарного дефицита;
- необходимость в укреплении рубля;
- повышение доходности бюджета;
- формирование новых рабочих мест;
- общее повышение уровня благосостояния населения;
- создание предпосылок для развития малого и среднего бизнеса;
- формирование положительных экономических тенденций по макроэкономическим показателям.
В России были использованы определенные методы приватизации. Большинство крупных государственных предприятий были приватизированы людьми близким к власти.
Крупные корпорации стали акционерными обществами, способствовавшими накоплению капитала в руках небольшой группы людей. Далее использовалась продажа предприятий прямая или через аукционы.
Так же совершалась продажа на конкурсной основе, когда покупатели стремились к реализации требований продавца. Кроме того, проводился выкуп арендованного имущества.
Источники приватизации
Приватизация подразумевает сделку купли – продажи, которая невозможна без финансовых взаиморасчетов между контрагентами. Если государственное предприятие выкупалось членами его коллектива, то источником средств для покупки были средства самого предприятия.
В процессе приватизации это денежные средства, которые государство позволяет использовать работникам предприятия для выкупа. К таким ресурсам можно отнести долю чистой прибыли, находящейся в руках коллектива, остаточные средства, направляемые на стимулирование труда.
Сюда так же относят амортизационные отчисления на собственные и арендованные основные фонды, собственные средства частных лиц, чистую прибыль арендных предприятий.
Другую группу источников приватизации представляют собой заемные средства и деньги, полученные от реализации ценных бумаг. Основная доля представлена банковскими кредитами, которые возмещаются покупателем имущества в течение пяти лет из прибыли предприятия.
Частный владелец может прибегать к заемным средствам, предоставляемым контрагентами. Обычно они устанавливают меньший процент, чем банки, и имеют личную заинтересованность в успешности предприятия. Либо контрагенты могут предоставлять ссуды или рассрочки.
Еще одной формой источников приватизации стали личные средства работников, населения, частных лиц, владеющих капиталом. Так сотрудники предприятия имели право на выпуск ценных бумаг с целью их последующей продажи сторонним лицам.
То есть, по сути на основе государственной собственности формируется акционерное общество, которое выплачивает покупателям акций дивиденды. Существовал приватизационный именной счет отдельного работника, на который начислялись денежные средства.
Он мог использовать их только для выкупа государственной собственности.
Замечание 2
При совершении сделок купли – продажи в рамках приватизации использовалась совокупность различных форм финансовых источников. Наиболее выгодными являлись собственные средства предприятия, которые по сути были «подарены» государством. Далее следовали личные средства трудового коллектива и на последнем месте кредиты и займы.
Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/celi_i_funkcii_privatizacii/prichiny_i_istochniki_privatizacii/
Особенность приватизации в России: два этапа
Первый этап приватизации — ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров.
Ваучер — официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ.
Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности.
В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур.
Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих.
В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении — в измерении, где все проблемы решает капитал
Второй этап приватизации в России — денежный. Он начался с июля 1994 г. и продолжается до сих пор.
Приватизированными, по официальной статистике, считаются предприятия: а) выкупленные их трудовыми коллективами; б) приобретенные частными лицами, а также в) преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от распределения акций, предприятие может оставаться под государственным контролем или под контролем сторонних инвесторов.
В результате денежного этапа приватизации удалось провести массовое распределение собственности и сформировать новую социальную структуру общества: 1) появилась прослойка богатых людей, незаконно сосредоточившая в своих руках большую часть национального богатства; 2) слой средних и мелких собственников — средний класс и 3) массовый слой наемной рабочей силы. Общий вывод таков: приватизация явилась фундаментом для становления и развития различных форм собственности в России.
Итоги переходной экономики в России:
общая характеристика
В результате проведением курса рыночных реформ (1991— 1997) мы получили кризис воспроизводства общественного продукта, обусловленный сознательной политикой правительства, допустившего одностороннюю ориентацию в проведении курса реформ посредством навязывания «политики монетаризма» М.
Фридмана в ущерб созидательной идеи развития реального сектора экономики. По существу, из воспроизводственной цепи «производство — распределение — обмен — потребление» выпала главная определяющая фаза — производство.
Спад производства привел к глубочайшему разрыву цепи между отечественным производством и потреблением. Потребление как производительное, так и личное стало компенсироваться за счет импорта.
Импорт, как водопад Ниагара, хлынул в отечественную экономику и практически смыл и до сих пор смывает отечественное производство. Поднята «на щит» фаза обмена: наступил расцвет торговли — как оптовой, так и розничной, а вместе с ней резкий рост, как оказалось, непродуктивной банковской системы.
Образно говоря, в воспроизводстве общественного продукта «вырубило свет». Наше поколение стало свидетелем экономической катастрофы. И все это в угоду американской программе проведения курса реформ в России.
Источник: https://bstudy.net/725620/ekonomika/osobennost_privatizatsii_rossii_etapa
Современный этап приватизации в россии: ее особенности, альтернативы и последствия
Путинцева Н.А.
- кандидат экономических наук, доцент
- кафедры государственного управления и местного самоуправления
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)
- СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
- Аннотация
В статье обобщен опыт проведения приватизации в современной России, ее социально-экономических последствий для экономики в целом и различных социальных групп в частности.
Особое внимание уделяется новому этапу приватизации, ее несвоевременному началу в период обесценивания реальных активов и возможных альтернативных вариантов приватизации.
Изучение зарубежного опыта позволило сформулировать в статье рекомендации, которые могли бы максимально сгладить последствия залоговых аукционов 90-х гг., способствовали бы возврату доверия народа к власти.
Ключевые слова: приватизация, залоговые аукционы, компенсационный налог, корпоративное управление
Putintseva N.A.
Ph.D. in Economics, Associate professor
- Department of Public Administration and Local Self-Government
- St. Petersburg State University of Economics,
- THE MODERN STAGE OF PRIVATIZATION IN RUSSIA: ITS FEATURES, ALTERNATIVES AND CONSEQUENCES
- Abstract
The article summarizes the experience of privatization in modern Russia, its socio-economic consequences for the economy as a whole and the various social groups in particular.
Special attention is paid to the new stage of privatization, its late start in the period of depreciation of real assets and possible alternatives to privatization.
The study of international experience has allowed to formulate recommendations that could be possible to mitigate the effects of mortgaging auctions 90-ies., would help return people’s trust in government.
Keywords: privatization, mortgage auctions, tax compensation, corporate governance
Приватизация, проведенная в России в 90-е годы прошлого века, вошла в историю России как образец беспрецедентного перераспределения общенародной собственности и денежных средств населения в интересах ограниченного круга вновь образовавшихся собственников и появление новых социальных групп: новых русских и новых бедных.
В реальности процесс приватизации сопровождался нарушениями, как со стороны федеральных органов государственной власти, и их уполномоченных представителей, так и руководителями приватизируемых предприятий, в результате чего, часть даже объектов стратегической важности были отчуждены в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам. Надежда на высокую инвестиционную активность иностранных инвесторов так же не оправдала себя, на предприятиях с контрольным пакетом акций в руках иностранных инвесторов было отмечено даже падение уровня производства и социальной защиты работников.
В годы приватизации была популярна идея, что приватизация – это форма возврата собственности, которая была национализирована большевиками в 20-е гг. XX века.
Однако те предприятия, которые были национализированы в 1918-1920 годы к моменту приватизации 90-х гг. производили лишь 0,17% от объема промышленной продукции СССР 1990 года.
После 1991 года была приватизирована промышленность, полностью созданная советским народом – в основном, поколениями, родившимися после 1920 года.
Приватизация 90-хх гг. явилась так же механизмом деиндустриализации России и ряда постсоветских республик, и таким образом механизмом самоустранения страны в рамках международной конкуренции. Так были уничтожены самые высокотехнологические производства и целые отрасли промышленности, такие как, например, тракторостроение, авиационная и фармацевтическая промышленность.
В качестве примера показателен опыт Воронежского завода полупроводникового машиностроения, производящего телевизионные трубки.
В ходе приватизации фирмой «Филипс» был выкуплен контрольный пакет акций этого завода под предлогом модернизации для выпуска современных телевизионных трубок, остановлена работа завода, а также еще с десяток телевизионных заводов страны, непосредственно зависящих от поставок телевизионных трубок. Был осуществлен демонтаж производственных мощностей, роспуск квалифицированного персонала.
В дальнейшем фирма «Филипс» покинула объект, под предлогом несоответствия их ожиданиям деловой среды в этом регионе России Таким образом, в России была уничтожена восокотехнологичная конкурентоспособная отрасль и расчищен рынок сбыта для иностранных аналогов. И таких примеров огромное множество.
Итоги и механизмы приватизации были с удивлением восприняты даже прогрессивными слоями западного общества. Несправедливость приватизации в России признает и власть, так в 2012 году В.В. Путиным в рамках предвыборной компании было отмечено, что приватизация 1990-х годов, включая залоговые аукционы, была нечестной, однако пересматривать ее итоги органы власти не считают возможным.
Однако вслед за признанием нечестности приватизации 1990-х годов, Российской власти стоило бы позаимствовать опыт ликвидации последствий «приватизации по дешевке», проведенной М.Тэтчер.
Английское общество воспользовалось введением компенсационного налога, как разницы между реальной ценой предприятия и платой за него в ходе несправедливой приватизации: забрав у бизнеса подаренное реформаторами, оставив полученную прибыль.
Реальная трудность введения компенсационного налога – необходимость вынимать деньги для его уплаты из оборотных средств предприятия, подчас в ущерб деятельности предприятия.
Однако вывод денежных средств чреват в основном для владельцев, не занимающихся развитием, а проедающих активы предприятия, тогда как для эффективных собственников, занимающихся развитием и сильно нарастивших капитализацию выплата компенсационного налога не должна стать проблемой [1]. Компенсационный налог – лишь частный случай реализации базового принципа, позволяющего уйти от ложного выбора между национализацией и приватизацией.
- В период работы Государственной Дума второго созыва, во главе с депутатами коммунистами был составлен перечень стратегических объектов, не подлежащих приватизации и таким образом приостановлен процесс приватизации ключевых объектов сохранившейся государственной собственности, прежде всего ВПК.
- Однако с наступлением в 2008 году финансового кризиса, сопровождавшегося падением цен на нефть, снижением роста валового дохода и, следовательно, снижением роста доходов бюджета, правительство вновь обратило внимание на возможность приватизации, причем стратегически важных предприятий, как источнику восполнения бюджетных средств, планируя к 2017 году сохранит в ряде компаний только «золотую акцию».
- Самая главная особенность современного этапа приватизации: все предприятия, которые сейчас готовят к приватизации, являются эффективными предприятиями, принося большие, а иногда и огромные прибыли в бюджет в виде налогов (например: алмазодобывающая АК Алроса», которая в 2012 году в общей сложности уплатила налогов республике Якутия в размере 28 млрд рублей, в то время как вся доходная часть бюджета Якутии в тот год составила 125 млрд рублей).
Ответ на вопрос о причинах и целях новой волны приватизации становится более или менее очевиден, если обратить внимание на удивительное совпадение, что начало приватизации совпадает с началом реализуемой в США и Евросоюзе политики «количественных смягчений», под которой понимается монетарная политика центральных банков (в данном случае ФРС) для стимулирования национальной экономики, и заключающаяся в эмиссии денег. Согласно «Отчету счетной палаты США о частичном аудите ФРС» в период финансового кризиса ФРС эмитировала 16 трлн долларов в виде низкопроцентных или беспроцентных кредитов, которые были розданы крупнейшим банкам Уолл-Стрит и крупнейшим европейским банкам. Информация о дальнейшем использовании этих 16 трлн долларов отсутствует в официальных отчетах, а сами денежные средства не отражаются в балансах центральных банков. Ряд ведущих экспертов считает, что именно эти денежные средства были использованы для приобретения российской собственности, для того, чтобы компьютерные ноли превратить в реальные активы [2].
Альтернативный вариант современной приватизации предложен советником Президента, академиком С.Ю. Глазьевым, согласно которому предпочтение отдается вовлечению граждан в приватизацию [3]. В качестве таких акционеров могли бы выступить работники приватизируемого предприятия.
Весь мировой опыт подтверждает, что вовлечение трудящихся в управление предприятием — это большая польза для корпоративного управления, так как срабатывает эффект мотивации. И ваучерная приватизация 90-х гг.
– это как раз и была попытка вовлечения трудящихся в корпоративное управление.
Так же в качестве акционеров могли бы быть привлечены граждане, которые активно участвуют на финансовом рынке и которых в современной России насчитывается около миллиона человек.
И третья категория – это граждане, потерявшие сбережения, которые были обесценены вследствие замораживания вкладов в период гиперинфляции начала 90-х годов.
Восстановление реальной стоимости вкладов под условие их дальнейшего использования только на инвестиционные цели, помогло бы решить государству проблему приватизации и одновременно способствовало бы решению серьезной социальной проблемы, которая выражается в недоверии граждан к институтам власти.
Список литературы / References
Источник: https://research-journal.org/economical/sovremennyj-etap-privatizacii-v-rossii-ee-osobennosti-alternativy-i-posledstviya/
1 Теоретические основы приватизации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы приватизации…………………………………………..5
1.1 Сущность и цели приватизации………………………………………………..5
1.2 Формы и способы приватизации………………………………………………………….8
1.3 Механизм, правовые основы и источники финансирования приватизации……………………………………………………………………………………………………………10
2. Особенности приватизационных процессов в РФ……………………………………15
2.1 Основные этапы приватизации в РФ…………………………………………………….15
2.2 Итоги приватизации в РФ…………………………………………………………………….19
3. Особенности приватизации в Республике Беларусь………………………………..22
3.1 Анализ приватизации в Республике Беларусь……………………………………….22
3.2 Направление совершенствования приватизационных процессов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада «стабилизация — либерализация — приватизация» стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере, на первой их стадии.
Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика.
Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после «первичной» приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.
В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который вызвал множество споров и дискуссий.
Приватизация рассматривалась как способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных предприятий в частные руки. Для нашей страны, в которой подавляющая часть собственности была государственная, это было ново.
А все новое не сразу внушает доверие. Но приватизация тогда все-таки была необходима, принимая во внимание очень сложную ситуацию в экономике молодого государства.
Приватизация — процесс очень сложный, требующий осторожных продуманных решений. Ведь в каждой стране существуют свои особенности, которые оказывают большое влияние на экономику, и здесь не может быть однотипных способов проведения реформ. Но часто странами просто слепо выбирался тот путь, который прошли до них развитые государства.
Так Польша, например, выбрала путь масштабной приватизации по схеме стран Западной Европы. Продажа государственного сектора экономики стимулировала развитие частного бизнеса, но в то же время в стране усилилась макроэкономическая нестабильность, что свидетельствовала о нарастании экономического кризиса.
Более того, в процесс приватизации начали активно включаться прежние владельцы имущества и иностранный капитал, в результате многие группы населения оказались устранены от приватизационных процессов.
Учитывая возможные последствия от проведения непродуманной приватизации и горький опыт соседей, страны Восточной Европы все чаще стали проявлять осторожность в ее проведении.
Опыт реформ в странах Центральной и Восточной Европы показал, что приватизация успешна тогда, когда она сопровождается последовательными институциональными реформами, которые вводят жесткие бюджетные ограничения для предприятий, делают прозрачной деятельность открытых акционерных обществ, защищают права акционеров, создают эффективный фондовый рынок. В Беларуси в связи с отсутствием нормативно-правовой базы образовался своеобразный институциональный вакуум, при этом никто не был
в состоянии обеспечить эффективное функционирование приватизированных предприятий в долгосрочном периоде. На сегодняшний же день в стране по вопросам приватизации действует около ста законов и подзаконных актов, большинство из них создавалось как реакция на сложившуюся ситуацию, а не как программа для последующего реформирования.
В таких условиях более вероятными результатами и последствиями приватизации могут стать стагнация и сокращение активов предприятий, а не повышение эффективности их работы и улучшения финансово-экономических показателей.
Проблема проведения приватизации в Республике Беларусь, поднятая в данной курсовой работе, сегодня очень актуальна, ведь в настоящее время вопрос приватизации в нашей стране обсуждается на самом высоком уровне, ведь именно с помощью этого инструмента, при рациональном использовании вырученных материальных активов, можно решить принципиально важные проблемы в экономике. Именно поэтому анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Сейчас необходимо осмыслить происходящие в экономиках различных стран изменения при переходе к рыночной экономике, систематизировать данные и по возможности принять для своей страны наиболее оптимальный путь дальнейшего развития. Приватизация является одним из важнейших инструментом политики, и ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Она сделала реформы необратимыми, поскольку ее проведение затронуло интересы миллионов людей. Сложившийся же механизм приватизационного процесса в Беларуси в целом соответствует интересам различных групп и слоев населения, ведь особенностью белорусской приватизации стало соединение двух разнонаправленных подходов: во главу угла ставить и интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, и соблюдать принципы социальной справедливости при распределении государственной собственности. Объектом изучения в курсовой работе является процесс приватизации на примере Республики Беларусь и в сравнении с Российской Федерацией, его состояние на сегодняшний день и те проблемы, которые возникают при его проведении. В связи с этим целью работы является определение основных направлений и особенностей проведения приватизации на примере Беларуси, подведение промежуточных итогов за двадцать лет реформирования.
Основная задача – раскрытие основных особенностей проведения приватизации в стране, ее принципиальные отличия от подобных процессов в других странах, оценка эффективности ее проведения, учитывая достигнутые результаты.
Литература, которая использовалась в данной курсовой работе, имеет отчетливый «приватизационный» характер. Книги и журналы Российской Федерации и Республики Беларусь, всевозможные законы, акты и декреты, принятые во время становления независимых государств. Также использовались электронные источники, в которых в отличие от печатных приводятся последние данные.
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации
Под
приватизацией следует понимать
процесс передачи права собственности
на предприятия, имущественные комплексы
и иное имущество, ранее принадлежащие
государству, коллективам работников,
гражданам или частным лицам, ведущим
производство на принципах негосударственных
форм собственности. В результате
приватизации государство утрачивает
право владения, пользования и распоряжения
объектами государственной собственности,
а государственные органы – право
управления ими.
Приватизация
является центральным пунктом всех
реформ, проводимых в Восточной Европе,
но в той или иной мере характерна
и для других стран с развитой
рыночной экономикой. В последние
десятилетия наметилась общая тенденция
к росту и укреплению частного сектора
во многих странах.
В
развитых западных странах, с одной
стороны, целью приватизации является
уменьшение влияния государства
на хозяйственные процессы и создание
свободного пространства для развития
частной инициативы. С другой стороны,
она – следствие исчерпанности эффектов
национализации, которая периодически
проводилась в этих странах.
Важным
основополагающим принципом, имеющим
всеобщий характер, является
необходимость признания того, что
приватизация не может быть конечной
целью обновления общества и экономики.
Она является лишь одним из средств
достижения множества разнообразных
целей.
И прежде чем что-либо приватизировать,
необходимо понять, с какой конкретной
целью это делается. Цели приватизации
могут быть многообразными, долгосрочными
и краткосрочными.
И чрезвычайно важно
в этом многообразии определить приоритеты,
ранжировать их по степени неотложности
задач и не допустить возникновения
противоречий между ними[15, с.56-66].
К
главным целям приватизации,
следует отнести:
- формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
- создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
- формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг,
- достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
- развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
- сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
- уменьшение расходов на государственное управление;
- становление слоя частных собственников (среднего класса)
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции
экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения[12, с.97-105].
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности.
В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган.
К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.
Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь.
В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:
- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая — продается;
- право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, которое реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
- дифференциация методов, форм и процедур приватизации в зависимости от стоимости, размера, технического состояния и назначения объекта приватизации (от продажи на аукционе до преобразования в акционерное общество);
- определение масштабов допуска иностранного капитала к дележу собственности;
- предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- обеспечение гласности и прозрачности процесса приватизации, решение вопроса о возможности допуска теневого капитала к дележу собственности;
- контроль за ходом приватизации со стороны государства[3].
В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д [12,с 97-105].
Источник: https://studfile.net/preview/7275438/
Особенности и этапы приватизации в России
- МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
- Кафедра экономических теорий
- Курсовая работа на тему «Особенности и этапы приватизации в России»
- Выполнила
- студентка 1-го курса
- группа 1бЭТ2
- Молоствова Мария Ивановна
- Проверила
- Лепесей Екатерина Петровна
- Москва 2011
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- . Формы собственности
- . Предпосылки приватизации
- . Понятие приватизации и разгосударствления
- . Цели приватизации
- . Способы приватизации в России
- . Этапы приватизации
- .1 Ваучерная (массовая) приватизация
- .2 Денежный этап приватизации
- .3 Точечный этап
- . Приватизация в Москве
- . Приватизация на современном этапе
- . Альтернативная программа приватизации
- . Итоги приватизации в России и мнения очевидцев
- Заключение
- Список литературы
- приватизация акционирование разгосударствление собственность россия
- ВВЕДЕНИЕ
Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживала и переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Конечно, данная проблема не нова, о ее существовании свидетельствует история человеческой цивилизации (родовая и соседская общины). Она не потеряла актуальность и в наше время, в период краха советской модели и развития демократических идей.
Противоречия отношений собственности носят объективный характер и вытекают из противоречий между общественным характером производства и формой присвоения его условий и результатов.
Их разрешение заключается в создании предпосылок и условий для многосубъектности отношений собственности и многоуровневости процесса присвоения, ликвидации монополии государственной собственности, создании собственника, заинтересованного в эффективности собственности, повышении ее качественных и количественных показателей.
Десятилетиями в нашей стране ограничивалась реализация индивидуальной и коллективной форм собственности, и вместе с тем обеднялась реализация общественной собственности, тормозилось ее развитие. Реализация коллективной и индивидуальной форм собственности в рамках общественной собственности связана с кооперацией, арендой, акционерным делом.
Благодаря своим неоднократно называемым в публикациях возможностям и достоинствам: объединению различных форм собственности, оптимальному соединению общественных, коллективных и индивидуальных интересов, объективной невозможности в ряде случаев иного решения крупномасштабных задач, широким кредитно-финансовым возможностям, возможности внедрения в другие производства, участию акционеров в управлении, сложившемуся механизму стимулирования труда рабочих и служащих через участие в прибылях и т. п., организационным гарантиям от банкротства и стагнации и т. д. — акционирование является перспективным способом осуществления приватизации. Но у данного способа есть ряд существенных недостатков — возможная потеря контроля над предприятием (а отсюда и самоуправство, необоснованное завышение цен, занижение качества производимой продукции, нарушение законодательства, неэффективность в целом).
- Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть процесс приватизации и сделать выводы о полученных результатах.
- 1. Формы собственности
- Форма собственности — законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
- В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:
- государственная собственность;
- муниципальная собственность;
- — частная собственность;
- + Конституция РФ допускает существование иных форм собственности.
Государственная собственность — система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования , в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество . В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.
Частная форма собственности — форма, при которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья).
Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности — единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом.
Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.
Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.
2. Предпосылки приватизации
Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, как правило, выступают растратчиками национального богатства.
Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.
Со временем большинство государственных предприятий, являющихся монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму, обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических деятелей, отставных военных. Во всех странах эти предприятия существуют за счет прямых и косвенных налогов.
На плаву они держатся благодаря налоговым льготам, получая, кроме того, дополнительные субсидии в виде иностранных займов и кредитов от внутренних банков, обкрадывая таким образом частный сектор на рынках капитала.
Само присутствие таких государственных монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления.
В случае с российской экономикой проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности.
Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный характер, не оставляющий частной собственности никакой перспективы. На подавление естественного стремления человека к частной собственности была брошена вся мощь государственной машины.
В разрушении и деформации отношений собственности кроются главные причины банкротства командно-административной системы.
3. Понятие приватизации и разгосударствления
Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.
Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления.
Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности.
В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
Однако понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества.
Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц.
Например, можно говорить о приватизации земли в условиях, как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма
Источник: https://www.studsell.com/view/105449/
Особенности приватизации в России
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 29 с.,3 приложения, 20 источников.
ПРИВАТИЗАЦИЯ, РЕАЛЬНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ, ФОРМАЛЬНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ, АУКЦИОН, ПРЯМАЯ ПРОДАЖА, ВАУЧЕР, ЧЕК, ПРЕДПРИЯТИЕ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, АКЦИЯ
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия.
От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной.
Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.
- СОДЕРЖАНИЕ
- Введение 4
- 1 Понятие и сущность приватизации 5
- 1.1 Понятие приватизации и её сущность 5
- 1.2 Формы и способы приватизации 6
- 1.3 Цели и задачи приватизации 8
- 2 Этапы приватизации в России 10
- 2.1 Чековый (ваучерный) этап 10
- 2.2 Денежный этап 14
- 3 Особенности приватизации в России и её результаты 18
- 3.1 Понятие приватизации в России 18
- 3.2Итогиприватизации 20
- Заключение 24
- Библиографический список 25
- Приложение А 27
- Приложение Б 28
- Приложение В 29
- ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Приватизация в России и её особенности». В настоящее время эта тема очень актуальна, так как приватизация в России в 90 годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку.
Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы.
Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной.
Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.
- Необходимо изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.
- Объектом данной курсовой является приватизация.
- Предметом — приватизации в
России и её результаты - Цели работы:
- понять сущность приватизации;
- рассмотреть основные способы приватизации;
- изучить особенности приватизации в России.
- рассмотреть итоги приватизации
Задачами работы является анализ ряда вопросов:
- понятие приватизации;
- способы приватизации;
- приватизация в России.
- цели и задачи приватизации;
- чековый и ваучерный этапы приватизации;
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Понятие приватизации
и её сущность
Понятие приватизация подразумевает
отчуждение имущества, принадлежащего государственным предприятиям, организациям и учреждениям, а так же земельного и жилищного фонда, который находится в коммунальной или государственной собственности в пользу юридических и физических лиц, которые являются покупателями в рамках законодательства о приватизации. Приватизация осуществляется для повышения экономической и социальной эффективности производства. Благодаря приватизации происходит привлечение средств на структурную перестройку экономики. Кроме этого приватизация преследует и такие цели как: привлечение граждан к участию в поддержании и сохранении жилья, формирует рыночные отношения, а так же стимулирует эффективное и рациональное использование земельных ресурсов, и содействует развитию предпринимательской деятельности.
В качестве общих признаков
приватизации используются следующие:1
- переход прав собственности государства в пользу частных лиц;
- делегирование госпредприятию права распоряжаться имуществом;
- полная продажа госпредприятия частным лицам;
- продажа части активов.
При этом в нормативных актах
некоторых восточноевропейских
стран термин «приватизация» трактуется по-разному, но при этом он не выходит
за рамки общего значения. Например, в Румынии под приватизацией
подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятий.
В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственных обществ, включая частное иностранное владение.
В Польше считается, что приватизация означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности 2.
Приватизация государственного и муниципального имущества, проводимая в России, стала одним из условий перехода нашей страны к рынку. Она была направлена на отказ от господствующей роли государства в экономике. Данный процесс проходил в сложных социально-экономических условиях, что повлекло за собой появление некоторых особенностей «приватизации по-российски»:3
- сочетание безвозмездной и возмездной приватизации;
- сочетание обязательной и инициативной приватизации;
- сочетание приватизации и демонополизации;
- поэтапное проведение приватизации.
1.2 Формы и способы
приватизации
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий
или сфер деятельности из государственных
в частные называется приватизацией
даже в том случае, если пакеты акций
данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства.
В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда
государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц.
Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства.
Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново.
Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами.
В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О
реальной приватизации говорят в
том случае, когда государственное
предприятие продается частным
стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
- продукция — услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией — услугами других предприятий;
- при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
- при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
- в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями — поставщиками.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени
открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет
первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме
приватизации говорят тогда, когда
предприятие приобретается руководством
стороннего предприятия. В этом
случае новые собственники проводят
полную или частичную смену
прежнего руководства.
Процесс приватизации предприятия
состоит из этапов, перечисленных
ниже:
- предпродажный анализ и оценка предприятия;
- подготовка предприятия к продаже;
- маркетинг;
- заключение договора.
Переход к реальному многообразию форм собственности в России был
осуществлен в течение девяностых годов.
Институт частной собственности получил правовое оформление и стал инструментом привлечения частной инициативы к решению экономических проблем.
В результате приватизации образовался негосударственный сектор экономики, что позволило создать основы развития рыночных форм хозяйственных связей 4.
1.3 Цели и задачи
приватизации.
Приватизация, как и любое
экономическое явление, имеет множество
трактовок своих целей и задач, и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
- экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства);
- фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
- социальная (обеспечение социального мира);
- перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Источник: https://www.stud24.ru/economic/osobennosti-privatizacii-v-rossii/332977-1002405-page1.html
11.Разгосударствление и приватизация собственности. Особенности приватизации в России
Понятие приватизации и разгосударствления
Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.
Приватизация (лат. privatus — частный) — передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.[7] Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.
Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики. Разгосударствление — переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной.
Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
- Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
- Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:
- — Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- — Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
- — Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
- Этапы приватизации
- Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:
1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.
2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.
В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два основных: первый — это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет.
Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.
Особенности приватизации в России
Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г.
, где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».
Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.
Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам.
Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности.
Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы. Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии.
Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе господства частной собственности.
Источник: https://studfile.net/preview/3961124/page:13/
Введение
Необходимость глубоких преобразований в сфере отношений собственности была осознана в СССР во второй половине 1980-х гг.
В результате острых дискуссий были поколеблены позиции сторонников безраздельного господства государственной собственности в социалистической экономике и признано необходимым трансформировать ее в многоукладную.
Доминирующее положение в ней по-прежнему должен был занимать государственный сектор, однако рядом с ним допускалось существование альтернативных форм собственности.
Первыми практическими шагами в этом направлении стали принятый 19 ноября 1986 года закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», открывший дорогу мелкому частному бизнесу и аренде на основе семейного подряда, затем 26 мая 1988 г. последовал закон «О кооперации в СССР», закон 30 июня 1987 г.
«О государственном предприятии (объединении)» предоставил казенным предприятиям значительную самостоятельность, в том числе они получили право реализации части продукции на рынке по договорным ценам и свободного расходования вырученных средств. Таким образом образовался канал перекачки государственных средств в негосударственный сектор. Другим таким каналом стали кооперативы, создававшиеся при государственных предприятиях (составлявшие более 80% от общего числа кооперативов).
Государство формально сохраняло титул собственника, но уже слабо контролировало хозяйственную бюрократию. В этих условиях стремительно разворачивается процесс спонтанной «номенклатурной приватизации» (преобразование министерств в концерны, ассоциации, холдинги, создание на базе государственных предприятий акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций принадлежал государству).
Как в начале этого процесса, так и сегодня, на этапе его завершения, приватизация воспринимается украинским обществом неоднозначно. Широко дискутируются вопросы ее целесообразности, обоснованности выбранных направлений, приоритетов и темпов работ.
Такое внимание к проблеме обусловлено тем, что результаты приватизации отражаются на разных сферах. Поэтому значение передачи государственного имущества частному собственнику нужно рассматривать в историческом, институционном, экономическом, инновационном, социальном, политическом и других аспектах.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью исследования является изучить сущность, цели, направления приватизации государственной и муниципальной собственности в России.
Начиная с 1992 г. общие цели и принципы приватизационной политики российского правительства в целом оставались неизменными. К основным из них можно отнести следующие:
- 1) разгосударствление предприятий, направленное на рост эффективности производства; стимулирование предприятий к поиску новых — рыночных — стратегий и возрастанию конкурентоспособности их продукции на отечественных и мировых рынках;
- 2) сокращение расходов бюджета на дотации государственным предприятиям;
- 3) прирост доходов бюджета от продажи предприятий и пакетов акций;
- 4) формирование эффективных собственников, передача предприятий новым, стратегическим собственникам и привлечение инвестиций для обновления и развития их производственного аппарата;
- 5) формирование и развитие рынка капиталов, регулирующего перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и осуществление на этой основе новой структурной и технологической политики;
6) сохранение “обязательной» части государственного сектора в жизнеспособном состоянии (оборона, естественные монополии) при сокращающемся объеме реально контролируемых государством ресурсов [7, с.18].
- Согласно закону, приватизация должна осуществляться по следующим принципам:
- 1) равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
- 2) открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- собственность муниципальная государственная приватизация
- 3) возмездность отчуждения имущества, которое может передаваться в частную собственность за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций ОАО, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.
Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994г.
С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников.
В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.
Однако именно этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективно управляющих своей собственностью, а к возникновению небольшой прослойки очень богатых собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.
Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной купли-продажи собственности, что зачастую приводило к разрушению таких крупных предприятий, как ЗИЛ. Именно к первому этапу приватизации в обществе возникло негативное отношение.
На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия.
Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн.
рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа.
Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.
На первом этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994гг.
было приватизировано почти 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности.
На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% — за счет реализации муниципального имущества, 30% — регионального имущества и 20% — федерального имущества.
Основными объектами приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса [5, с.85-86].
Начало второго этапа приватизации началось в 1994 г. и продолжалось до начала 2002г. Этот этап приватизации носил качественно новый характер, поскольку главной его целью являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки эффективных собственников.
На данном этапе приватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994г. свыше 20 млн.
рублей, за некоторым исключением (казенные, запрещенные к приватизации, с иностранным участием), должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа. Все остальные предприятия с балансовой стоимостью менее 20 млн.
рублей должны приватизироваться на аукционе либо по коммерческому или инвестиционному конкурсу.
На этом этапе было приватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общего количества приватизированных предприятий за последние 10 лет. При этом в этот период происходило сокращение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом в среднем на 50%.
Меньше всего приватизированных предприятий было в 1999 г. — 1536 единиц. Это связано с последствиями финансового кризиса августа 1998г.
, в результате которого большинство российских граждан и предприятий оказались в тяжелом финансовом положении и не имели достаточных средств на приобретение объектов недвижимости.
В результате доходы от приватизации государственного имущества в этот и последующие годы были существенно ниже по сравнению с предыдущими годами. В 2000г. впервые за весь период процесса приватизации произошло увеличение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом.
Указанный показатель в 2000г. составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных предприятий 1999г.
На втором этапе приватизации государство получило более 100 млрд. рублей от приватизации государственного имущества. При этом большие средства от приватизации имущества государство получило в 1997г. — 26 млрд. рублей. В общей сложности в течение последних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов, из которых 20 тыс.
— объекты промышленной собственности, большинство из которых принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Менее всего в процесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, а также объекты электроэнергетики.
К настоящему времени практически полностью завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали.
За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м.
Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий [1, с.53-54].
Источник: https://studbooks.net/2095495/ekonomika/osobennosti_privatizatsii_rossii
дипломная работа: Приватизация жилых помещений
Аннотация
Представленная работа выполнена на тему «Приватизация жилых помещений». Работа выполнена на 91 листе с использованием 55 источников литературы. Данная тема выбрана в силу своей актуальности в современной действительности.
- В исследовании рассмотрены особенности законодательства о приватизации жилых помещений в России и за рубежом, приватизация жилых помещений в РФ на современном этапе, особенности приватизации отдельных видов жилых помещений.
- Работа состоит из введения, трех глав, заключение, списка использованных источников и приложений.
- The Summary
The presented work is executed on a theme «Privatization of premises». Work is executed on 91sheets with use of 55 sources of the literature. The given theme is chosen owing to the urgency in the modern validity.
In research features of the legislation on privatisation of premises in Russia and abroad, privatisation of premises in the Russian Federation at the present stage, feature of privatisation of separate kinds of premises are considered.
Work consists of the introduction, three heads, the conclusion, the list of the used sources and appendices.
Введение
Приложение А Количество приватизированных квартир в Российской Федерации с 2000 по 2008 годы
Приложение Б Количество приватизированных квартир в Оренбургской области с 2000 по 2008 годы
Приложение В Динамика приватизации жилых помещений в городе Бузулуке с 2003 по 2009 годы
Приложение Г Количество квартир и комнат, приватизированных в Бузулуке с 2003 по 2009 годы
Введение
Тема настоящей дипломной работы «Приватизация жилых помещений» была выбрана неслучайно. Актуальность темы данного исследования выражается в следующем.
Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острых и трудно разрешимых проблем. На различных этапах своего существования государство всевозможными способами пыталось помочь своим гражданам в ее решении.
Но, не смотря на все предпринимаемые меры, число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно увеличивается.
Связано это, прежде всего, со снижением темпов строительства и ввода жилья, с общим ухудшением экономического положения в России, с разрушением старого жилья, отсутствием его ремонта и так далее.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране не существовало понятия «частная собственность», особенно в отношении недвижимого имущества. Конечно, каждый человек обладал определенным набором благ, но он был ограничен по составу.
И вместо понятия «частная собственность» использовалось другое, более «политкорректное» и подходящее к идеологии социалистического равенства — «личное имущество».
Оно подразумевало под собой (касательно большинства населения) обстановку квартиры, личные вещи, иногда — машину и дачу («личное подсобное хозяйство»), но никто не владел в полной мере правом на основную собственность, на котором основана вся современная рыночная система, — правом на недвижимость.
И речь идет не о земельных наделах, участках леса или водоемах — в советской системе не существовало права на частное владение даже на квартиру или комнату в коммуналке, в которых многие семьи жили на протяжении нескольких поколений. Все жилье в той или иной форме принадлежало государству.
Переход экономики на рыночные рельсы был бы невозможен без введения в стране права на частную собственность. Ее нужно было «создавать», и с этой целью в России провели реформы.
С помощью ваучерной приватизации каждый гражданин мог приобрести для себя долю в промышленном предприятии, результаты которой привели к тому, что большая часть населения страны, как не владела коммерческой собственностью, так не владеет ею и сейчас.
Однако, государством был выбран более разумный путь для передачи жилья в частную собственность граждан (приватизации). Каждый человек, занимающий определённую жилплощадь (один или с семьей), получил право перевести ее в собственность и распоряжаться затем этой собственностью по своему усмотрению.
Большинство россиян имели и имеют полное право на то, чтобы быть реальными хозяевами своих квартир и комнат, — хотя формально они были получены от государства (или предприятия, которое принадлежало государству) бесплатно, фактически они оплачены трудом многих поколений граждан страны, которые работали часто «за идею».
Так что сама идея бесплатной приватизации справедлива и актуальна.
Приватизация как способ приобретения права собственности является одним из важнейших условий оборота имущества, его перехода от одного лица к другому.
Предметом приватизации может быть любое имущество, в том числе жилые помещения. До недавних пор практика применения Закона РФ от 4 июля 1991 г.
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Далее Закон о приватизации) не вызывала особых сложностей.
Комплекс возникших к настоящему времени противоречий обусловливает трудности правоприменения даже при попытках добросовестного исполнения правовых предписаний и создает массу возможностей для совершения неправомерных действий как исполнителями, так и должностными лицами, призванными обеспечить точное применение законов на местах.
Общим условием возникновения и реализации права на приватизацию жилого помещения является в соответствии со ст.ст. 2, 11 Закона о приватизации принадлежность жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду и использование его гражданами на условиях социального найма.
1 Иными словами, в соответствии со смыслом жилищного законодательства жилые помещения подлежат приватизации в том случае, если они не относятся к категории специализированных жилых помещений, то есть не предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с наймодателем, а также в связи с прохождением службы либо обучения (ст.ст.
92-98 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ – далее ЖК РФ).2
К сожалению, из-за множества нарушений в правоприменительной практике реализация права на приватизацию в ряде случаев осуществляется путем признания в судебном порядке права на приватизацию, и договоры о передаче занимаемых гражданами жилых помещений им в собственность заключаются на основании вступивших в законную силу решений судов.
Сроки бесплатной приватизации периодически продлеваются из-за того, что граждане в силу тех или иных причин не успевают приватизировать свои жилые помещения.
15 января 2010 года Государственная Дума РФ продлила сроки бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2013 г.
, то есть до наступления указанного срока лица, занимающие помещение по договору социального найма, имеют возможность получить его в собственность.3
- В исследовании использовались методы анализа и синтеза, систематизации, обобщения, историко-правовой, сравнительный, конкретно-социологический и статистический методы.
- Предметом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе приватизации жилых помещений.
- Объектом данного исследования – нормы жилищного, гражданского права, регулирующие порядок приватизации и деприватизации жилых помещений в РФ.
- Цель исследования обусловлена объектом, предметом и задачами настоящего исследования и состоит в том, чтобы, изучив правоприменительную практику по рассматриваемой теме, выявить проблемы, возникающие при приватизации жилых помещений, дать им правовую оценку и наметить пути их решения.
- Основные задачи исследования:
- — изучить особенности законодательства о приватизации жилых помещений в РФ и за рубежом;
- — рассмотреть особенности приватизации жилых помещений на современном этапе;
- — изучить особенности приватизации отдельных видов жилых помещений.
При написании данной работы использовались теоретические разработки С. Зарецкой, И.В. Качалова, А.А.Титова, П.В. Крашенинникова и др., статьи в периодических изданиях таких авторов, как В.В. Былков, О. Нестерова, Н. Егоршева, И.А. Сапронова и др.
В работе анализируются положения Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и других федеральных законов и нормативно-правовых актов, используются и анализируются материалы судебной практики в виде постановлений Пленума Верховного суда РФ, определений Конституционного суда РФ, обзоров судебной практики, а также материалов гражданских дел из архива Бузулукского городского суда.
- Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
- 1 Особенности законодательства о приватизации жилых помещений в России и за рубежом
- 1.1 Законодательство о приватизации жилых помещений в РФ
- Правовой основой для начала приватизации жилищного фонда в нашей стране послужил Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 г.4
В него неоднократно вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. изменилось наименование Закона — он стал Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Источник: http://uchit.net/catalog/Gosudarstvo_i_pravo/156988/